Интермедия: анимация 2000-х
В 2000–2009 гг. полнометражных мультфильмов про принцесс не выходило, если не считать преимущественно игрового фильма «Зачарованная». Пример показательный: «Зачарованная» была прощанием с прежним, двухмерным наследием Disney и ориентацией на истории про принцесс. В ней пародийно обыгрывались диснеевские штампы (что характерно, из золотого наследия, а не недавнего ренессансного) и показывалось, насколько эти романтические истории несостоятельны в реальной жизни… но и то, что люди в них отчаянно нуждаются.
За три года до выхода «Зачарованной» Disney закрыли отделение двухмерной анимации и понемногу вставали на рельсы цифровой. Потом, правда, планы были пересмотрены пришедшим на должность главы креативного отдела Джоном Лассетером, и спустя два года вышла «Принцесса и лягушка» — настоящее прощание с двухмерной анимацией. Нулевые вообще стали для Disney временем экспериментов, застывших в себе и не давших никакой преемственности; так получилось и с «Зачарованной», которая должна была стать карикатурой на весь жанр в целом, но в итоге оказалась такой же нормативной, как и те фильмы, над которыми она подтрунивала.
Иная история сложилась с «Принцессой и лягушкой». Она не была пародийной комедией, но должна была дать старт новому представлению о диснеевской принцессе — как об уверенной в себе, трудолюбивой и решительной девушке, чей образ травестирован, как и образ принца. Активные действия по защите и спасению романтического партнера совершает именно девушка. Эта формула отчасти перешла в «Рапунцель» и «Холодное сердце», однако ни один из последующих фильмов не стал настолько радикально поступать с ролью мужчины в сюжете.
Все эти девушки — прямые наследницы героинь второй половины диснеевского ренессанса.
Они стоят в оппозиции по отношению к пародийному образу принцессы, который несильно, но всё же эксплуатировался во второй половине нулевых (Жизель из «Зачарованной» и Шарлотте из «Принцессы и лягушки»). Эта оппозиция носит характер дружеского соперничества, а не враждебности.
Расцвет диснеевской сериальной анимации случился десятилетием ранее, в первой половине 90-х; однако именно в нулевых она эффектно заменила собой полнометражные мультфильмы. Как и у героинь полнометражных фильмов, генеалогия персонажек сериалов уходит в 90-е. Элиза Маза и Демона из сериала «Гаргульи» в наибольшей степени соответствуют идеалам третьей волны феминизма. Он сильно выделялся на фоне других диснеевских сериалов, хотя при этом довольно типичен для своего времени: мрачная готическая дистопия, сочетающая древнюю мифологию, элементы киберпанка, научной фантастики и фэнтези — «Гаргульи» находятся где-то между «Спайси Сити», «Бэтменом» 1992-го и «Спауном». Он не создал эстетической традиции, зато репрезентация женских персонажей перекочевала в нулевые. Правда, героини нулевых, за редкими исключениями, несовершеннолетние.
Наиболее показательная, конечно, «Ким Пять-с-Плюсом»: комедийный шпионский сайфай про суперталантливую девочку, борящуюся с суперзлодеями. Она создана под влиянием «Ангелов Чарли» и «Суперкрошек», но рассказывает о сочетании супергеройской деятельности с ранним пубертатом. Нечто подобное было в «Чародейках» — диснеевском махо-седзе (жанр японской анимации про девочек-волшебниц), которому не повезло с таймингом: хотя одноименные комиксы вышли еще в начале 2000-х, мультсериал по ним появился уже после нашумевших «Винкс» и потому снискал славу не очень талантливого эпигона. Тем не менее характеры героинь выпуклые и реалистичные: добросовестно копируя традиции «Сейлормун» и других представителей жанра, «Чародейки» обрисовывают быт школьниц, которым, помимо собственных проблем, приходится бороться с деспотической монархией и монстрами из другого мира. Так же можно вспомнить героинь «Американского дракона» и «Финеса и Ферба»: не все из них борются со злом, но все могут постоять за себя, друзей и свои убеждения.
Нулевые были временем, когда еще можно было продолжать создавать пассивных женских персонажей, но они уже не могли становиться центральными — или хотя бы вторыми по важности. На первый план выходят отважные, смелые и сохраняющие конвенциональную женскую привлекательность девочки и женщины: первые могут делать домашку и раскидывать монстров, вторые — выполнять свои профессиональные обязанности… и всё еще раскидывать монстров — с разной степени успешности
История создания
Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Здесь есть и большие монохромные и цветные интерпретации всего полотна и небольшие работы с изображением главных и второстепенных персонажей. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.
Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. В ней видно отсутствие оков для мысли и смелость художественной манеры, которые стали итогом напряженных творческих поисков, увлекавших мастера на протяжении долгого времени. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Стиль его живописи в этой серии – воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. В момент работы над циклом художнику было 76 лет, он давно достиг успеха и признания у профессионалов и публики, хотя некоторые видят в его работах на темы мастеров прошлого желание преодолеть сомнения в своей значимости.
Персонажи
У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Фрейлина донья Мария Сармиенто в низком поклоне подаёт сосуд с питьём царственной девочке, которая в тугом и массивном одеянии не может свободно двигаться сама и вынуждена держать осанку в соответствии со строгим этикетом. Так же напряжены другая фрейлина, монашка из свиты и телохранитель инфанты. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Карлица Мария Барбола гордо демонстрирует королевскую награду, а маленький Николао толкает ногой огромного мастифа.
Живописец любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту. Лишь тех, от кого зависит судьба придворных и его собственная, он не удостаивает пристального взгляда и дополнительных усилий. Монаршья чета – смутные призраки в зазеркалье, а всесильный гофмаршал двора – замершая в проеме фигура, с чертами лица, смазанными контражуром.
Веласкес – настоящий волшебник света и композиции. Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины». Падающие пучки света и таинственные теневые пространства дополняют и обогащают историю, которую рассказывает мастер. Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей.
10 Трио князей
Это трио волевых Принцесс Диснея теперь переосмыслено как Принцы Диснея, и результаты поразительны.
Во-первых, у нас есть Покахонтас, представленный в качестве туземца с такими же длинными темными волосами и одухотворенными глазами, что и у женщин Покахонтас. Кроме того, есть надежная мужская версия Рапунцель, которая также использует свою фирменную сковороду в качестве оружия.
Наконец, у нас есть циничная, но очаровательная Мегара, которую теперь считают человеком, который выглядит таким же измученным, как и его коллега по женщине.
Все это фантастические итерации культовых принцесс.
Принцессы и внешность
В первую очередь, для всех героинь характерна неправдоподобная киношная красота, для которой, к тому же, им не приходится абсолютно ничего делать. Ни фитнесов, ни массажей, ни масок, ни укладок (только иногда красиво расчесать волосы и так же красиво заплести, ну разве что принцесса Анна, спящая в утро коронации, похожа на что-то жизненное). Сколько уже об этом сказано и показано: не бывает у реальных девушек талий толщиной в шею, глаз размерами больше рта, волос, всегда пышных, не спутанных и красиво уложенных. А потом мы удивляемся, что миллионы женщин на планете недовольны своей внешностью, как и их мужья, причем тем, что изменить как раз невозможно или очень трудно: фигура, черты лица, размер глаз… Такие мульт-героини формируют у зрителя очень завышенные ожидания к внешности.
Принцессы и друзья
Не менее удивительна ситуация и с подругами, братьями и сестрами-ровесниками. У большинства как будто их и нет и не должно быть! Нет, с животными или сказочными существами дружат практически все героини и герои.
Зверюшки Белоснежки, Золушки, Авроры, конь Бэлль и сказочная обслуга замка Чудовища, рыбка, краб и альбатрос Ариэль и мохнатая псина принца Эрика, тигр Жасмин, обезьянка Алладина, попугай Яго и даже забавный Джин, хамелеоничик Рапунцель и конь Макс, забавный снеговичок Анны и олень Свен, бабушка Ива и животные Покахонтас, конь, сверчок и дракончик Мулан, козочка Эсмеральды, гаргойлы Квазимодо, пес Синдбада – запоминающиеся и не менее интересные персонажи, чем сами люди. Но понятно, что в реальной жизни животные, даже самые преданные, такими быть не могут, а вот людей, подруг и друзей, с которыми возможны равноправные (а не старшей с младшими!) отношения, практически нет! Братья – старшие или ровесники, защитники и друзья, это для диснеевских принцесс что-то вообще нереальное! Братья есть только у Мериды, и то, маленькие, дружить и играть предпочитающие друг с другом, а не со своей старшей сестрой. Анна и Эльза – единственные из 18 героинь ровесницы-сестры, отношения которых – важная часть сюжета, и единственное исключение. Кроме них сестры есть только у Ариэль, но с таким же успехом их могло бы не быть вообще: ни с одной из них Ариэль не близка, дружить и делиться сокровенным предпочитает с рыбкой.
Только в 2 из 17 фильмов есть пример женской дружбы: у Покахонтас есть близкая подруга, играющая не последнюю роль в сюжете, у Тианы отношения, близкие к дружеским, с дочкой богатого клиента мамы-швеи.
Какие получаются выводы? Большинство популярных принцесс не только сироты, полусироты, или в сложных отношениях с родителями, но также лишены и защиты и дружбы ровесников и старших друзей, подруг, братьев и сестер, в основном замененных милыми, но неправдоподобными животными.
Любовно-романтическая история, свой принц есть практически у каждой, но те значимые люди, которые обычно присутствуют в жизни девушки ДО встречи с «принцем», – далеко не у каждой. И таким образом их значимость как бы принижается в глазах маленьких зрителей.
Детям-зрителям до собственных любовных отношений еще далеко, зато им очень актуальны отношения как раз с родными и друзьями, а в фильмах всё наоборот – родные и друзья задвигаются на задворки, а ненужная пока «наука устраивать личную жизнь» преподносится на блюдечке.
Сказочные малыши диснеевских красоток
Талантливая художница также фантазирует на тему того, как могли бы выглядеть их дети. Создав серию о беременных принцессах, Оксана решила не останавливаться на достигнутом и продолжить тему, изобразив не только принцесс, но и их малышей.
Мы поинтересовались, как рождаются в фантазии художницы такие интересные образы детей?
Более того, наряд каждого сказочного малыша является отсылкой к другим персонажам из мультика. Так, на Мелоди, дочери Ариэль, костюм рыбки Флаундера, а сын принцессы Жасмин одет в милейший тигровый комбинезон, напоминающий о Радже.
Ариэль @ goldoxi21
Подписчики аккаунта художницы в Instagram высоко оценили работы Оксаны и поблагодарили её за возможность взглянуть на всеми любимых диснеевских принцесс в новом свете. Впрочем, будущее диснеевских принцесс волнует не только Оксану. Американский художник Исайя Кейт так же представил, как бы выглядели мультяшные красотки беременными и даже во время родов.
Оксана призналась, что в глубине души она бы очень хотела, чтобы на основе придуманных ею образов вышли полнометражные мультфильмы с продолжением истории принцесс, как у Русалочки, например: «Если бы это смелое желание осуществилось бы, то это было бы так здорово!»
Очаровательная Белоснежка, девушка Геркулеса, невероятная Золушка, нежная Покахонтас, проникновенная Мулан и другие диснеевские героини – таких принцесс, да ещё и в ожидании их детей мы ещё не видели! Симпатичные мультяшные персонажи словно позируют для романтической фотосессии.
Техника реалистичного изображения
Для создания реалистичных изображений принцесс Диснея с обычными женскими фигурами художница использовала тщательно проработанные детали
Она обращала внимание на анатомию и пропорции тела, а также на особенности лицензионных персонажей
Сначала художница проводила исследование каждого персонажа, чтобы понять, какие изменения вносить в его физические параметры. Затем она внедряла эти изменения, сохраняя при этом узнаваемость и индивидуальность героинь.
Каждый элемент рисунка, от особенностей лица до деталей одежды, получался очень реалистичным благодаря тщательной проработке и внимательному отношению художницы к деталям.
Использование теней и света
Художница внимательно работала над созданием контуров и балансом света и теней на изображениях принцесс. Использование теней помогло придать более реалистичный вид и добавить глубину картины. Свет, напротив, подчеркнул яркость и детали каждого персонажа, делая их более привлекательными. Этот художественный подход позволил создать запоминающиеся и живые изображения принцесс, которые поразили зрителей своей естественностью и красотой.
Детали реальной жизни в рисунках
Художница представила принцесс Диснея с обычными женскими фигурами, отменив идеализированные пропорции, которые обычно присущи мультяшным героиням. Теперь их фигуры выглядят более естественно и реалистично.
Принцесса Золушка | Представлена с немного округлым лицом и натуральной фигурой, показывая, что красота может быть разнообразной. |
Принцесса Рапунцель | Ее длинные волосы не только красивы, но и требуют ухода и внимания, что добавляет реализма в образ. |
Принцесса Белль | Одета не только в красивое платье, но и в удобную повседневную одежду, показывая, что она может быть практичной на равне с красивой. |
Пикассо, «Менины»: описание
Картину, положившую начало серии, Пикассо написал 17 августа 1957 года. Этот большой холст получился монохромным и выглядит незаконченным. В композиции, которая у Пикассо, в отличие от исходной, вышла горизонтальной, можно разглядеть всех персонажей. Здесь присутствуют автор-художник, маленькая инфанта и её свита, отраженные в зеркале король и королева и даже собака. Но метаморфозы, которым подвергнуты их образы и всё пространство картины, создают совершенно новую реальность.
Внимательный и открытый для восприятия зритель увидит, как Пикассо дополняет и изменяет изначальное содержание. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Фигура художника вырастает в исполинскую конструкцию, образуя с холстом почти архитектурное сооружение. Гипертрофирован крест на груди Веласкеса, по преданию написанный самим королем после смерти художника. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Карлики и собака похожи на шаржи, но их комизм не обладает легким характером чистого юмора.
Вопрос-ответ:
Почему художница решила изобразить принцесс с обычными женскими фигурами?
Художница решила изобразить принцесс с обычными женскими фигурами, чтобы подчеркнуть важность самоприятия и принятия собственного тела в разнообразных формах. Она хотела показать, что женская красота не должна соответствовать узким стереотипам, а может проявляться в различных вариантах
Какие реакции вызвала работа художницы у зрителей?
Работа художницы вызвала разнообразные реакции у зрителей. Некоторые выразили восторг и поддержку идеи показать принцесс с обычными фигурами, другие возникли споры по поводу изменения знакомых образов. Но большинство согласились, что разнообразие форм и размеров — это норма, и каждая женщина уникальна и прекрасна по-своему.
Какие принцессы были изображены художницей?
Художница изобразила в обычных женских формах таких принцесс как Покахонтас, Жасмин, Белль, Ариэль, Тиана, Мулан, Эсмеральда и др. Каждая из них была представлена в новом свете, подчеркивая индивидуальность и естественные особенности.
Какие идеи автор вкладывает в свои работы по принцессам Диснея?
Автор своими работами по принцессам Диснея стремится показать, что красота не имеет определенного стандарта и может проявляться в разнообразных видах. Она поддерживает идею самоприятия и уважения к своему телу, независимо от стандартов и ожиданий общества.
Каким образом художница изменяла фигуры принцесс Диснея?
Художница изменяла фигуры принцесс Диснея, придавая им более реалистичные формы и размеры. Она учитывала анатомию женского тела и стремилась создать образы, соответствующие разнообразию женской фигуры в реальной жизни, чтобы каждая принцесса выглядела естественно и уникально.
Сравните картины Веласкеса «Менины» и «Менины» Пикассо.
1.Картина Веласкеса «Менины»Картина «Менины» всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса в 1666г она называлась «Королевская семья», «Семья Фелиппа IV «. Современное название «Las Meninas» она получила в девятнадцатом столетии. Cлово — менина (фрейлина) имеет португальское происхождение.
Работая над полотном «Менины», художник как бы вспоминал весь свой путь придворного портретиста, и создавал картину о том, как пишут картину.Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом.
Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Вся картина дышит гармонией, ощущением прикосновения к прекрасному.
Существует легенда, что Веласкес очень долго добивался ордена Сант-Яго, дававшего большие привилегии и присваивавшегося только самой родовитой знати. Художник буквально погряз в собирании необходимых для этого документов.
Когда работа над «Менинами» близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.
2.О полотнах ПикассоВ музее Пикассо в Барселоне хранятся не менее известные всему миру 58 вариаций на тему «Менин», написанные Пабло Пикассо в 1957 году и названые «Менины. По Веласкесу».Художник написал 44 полотна на протяжении 4 четырех месяцев, в которых картина в целом и образы из нее поддались доскональному изучению. Пикассо отказался от реалистичной манеры письма и использовал технологию «пластических символов», которая является символикой трансформирующегося пространства, открытых локальных цветов и геометрических фигур. К 1957 году Пикассо обретает полную творческую свободу, пройдя перед этим через ряд экспериментов, которые позволили ему создать свое видение жизни.Художник подошел к исследованию картину с философской точки зрения: каждый образ рассмотрен, как минимум, с двух сторон, сторон добра и зла. Собака может быть как черным колючим волком, так и белым невинным существом. Первым персонажем справа является мальчик Николасито, который может олицетворять детство и непосредственность и, в то же время, являться символом агрессии.И в первом, и во втором варианте обыгрывается один и тот же треугольник и красный цвет. Фрейлина, подающая стакан, Мария Агустина Сармьенто, вобрала в своем образе детскую наивную трогательность, перерастающую в злобу. Финальным образом является зеленый треугольник – символ смерти, в который переходит лицо маленькой девочки, перед этим преобразившееся в белую гипсовую маску.Образ гофмаршала двора переходит от «человека в черном» до растерзанного Христа. Юная Маргарита изображена в более устойчивом образе – за ней закреплен свет белого и желтого, а в раскинутых руках Пикассо увидел жест распятого Христа.
Self-made-принцессы
«Принцесса и лягушка»
2009
Новый век Disney встречает созданием франшизы и окончательным закреплением курса на толерантность. Студия создаёт свою первую темнокожую принцессу. У Тианы есть реальная человеческая мечта — открыть собственный ресторан. Она не думает искать принца для достижения заветной цели и работать на нескольких работах, посвящает всё своё время будущему бизнесу.
Кадр: мультипликационный фильм «Принцесса и лягушка» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Animation Studios
Любовь и замужество прилагаются, но стали осознанным выбором. Героине нужно время, чтобы чувства родились и укрепились, а брак для неё возможен только при условии, что он не навредит её мечте о ресторане.
«Рапунцель: Запутанная история»
2010
Рапунцель — первая 3D-принцесса Disney. Этот шаг студия оттягивала до последнего, не желая прощаться с узнаваемым контурным стилем. Смена формата означала и перемены во внешности будущих героинь. Подойди в Disney к вопросу радикально, они могли бы покончить с гипертрофированной красотой принцесс и придать им убедительный земной девичий вид. Но рубить сплеча никто не захотел, а потому Рапунцель всё ещё выглядит как несбыточная и консервативная мечта: зелёные глаза-блюдца, румяные щёчки, стройное тело и розовое платьице.
Кадр: мультипликационный фильм «Рапунцель: Запутанная история» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Animation Studios
В истории Рапунцель принцесса снова в беде — заперта в высокой башне, где её стережёт злая ведьма. Но это скорее «ход-перевёртыш»: вызволяет себя героиня самостоятельно, причём в ход идут трюки, которые покладистые принцессы не одобрили бы. Рапунцель способна шантажировать, а если надо, и сковородкой по голове огреть. Хороших принцессинских манер тоже как ни бывало — героиня гримасничает, выставляет себя на посмешище, не умеет ходить павой и вообще далека от эталона настоящей леди.
«Храбрая сердцем»
2012
Шотландская принцесса Мерида — единственная из всего списка, у кого есть регулярные отношения с матерью. Именно они становятся центральной темой повествования, а классической любовной линии здесь нет вовсе. Правда, сватовства героине не избежать, — титул обязывает, но представленные женихи ни на что не годны и уступают ей абсолютно во всём, начиная от верховой езды и заканчивая стрельбой из лука. Злодея в этой истории тоже нет, если не считать mommy issues героини — вот где настоящая проблема.
Кадр: мультипликационный фильм «Храбрая сердцем» / Walt Disney Pictures / Pixar Animation Studios
Мерида не желает быть стереотипной принцессой, ей претит патриархальное общество, собственно, как и любое общество в целом — это настоящий подростковый протест, пожалуй, впервые продемонстрированный Disney в правдоподобном ключе
Ну а самое важное из показанного на экране — то, что бесконечная любовь может быть не только между принцем и принцессой, но и между матерью и дочерью.
«Моана»
2016
Моана лишена любовного интереса, как Мерида, и ответственна за свой народ, как Покахонтас. Она спасает свою землю пусть и не без помощи потусторонних сил, но в первую очередь благодаря рвению и полной самоотдаче.
Кадр: мультипликационный фильм «Моана» / Walt Disney Animation Studios
Назвать Моану типичной представительницей «отряда» принцесс трудно. Во-первых, это первая неистощённая принцесса с коренастой фигурой и крепкими ногами (прослеживается влияние бодипозитива). Во-вторых, она решает не свои проблемы, а проблемы всего мира. Моана спасает свою землю от экологической катастрофы благодаря… эмпатии — качеству, традиционно приписываемому женщинам (в то время как её партнёр, супергерой и полубог Мауи, расписывается в собственной беспомощности, потому что традиционные мужские штучки не работают).
«Райя и последний дракон»
2021
Последняя на данный момент официальная принцесса Райя с тем же успехом могла бы быть ковбоем (точнее, cowgirl) на Диком Западе — в открывающей сцене она в накидке и шляпе мчится по пустоши на своём друге-броненосце в поисках некоего артефакта. Принцесса здесь — спасительница не локального поселения, а целого мира. Она должна воскресить дракона и победить чудовищ, превращающих всё и всех в камень.
Кадр: мультипликационный фильм «Райя и последний дракон» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Animation Studios
Образы беременных диснеевских принцесс
Художница из Ростова-на-Дону Оксана Золотарева-Пащенко очень любит диснеевские мультики. В своих рисунках Оксана решила показать, что жизнь диснеевских принцесс не закончилась днём свадьбы, а имеет логичное продолжение.
Новости МирТесен
Художница Оксана Пащенко и её свадьба в стиле Алисы из страны чудес
Оксана создала серию работ, на которых принцессы из известных мультиков изображены на последних месяцах беременности. Ведь логичным продолжением истории после слов «Жили они долго и счастливо» является беременность и появление ребёнка.
Художница рассказала, что она была поклонницей Disney с раннего детства: она прекрасно помнит, как её родители покупали кассеты с мультиками, когда она была ещё совсем маленькой. Потом она увлеклась копированием персонажей из своей коллекции мультфильмов. Её рисунки с беременными принцессами сказок Disney уже облетели весь мир, а популярные издания PopSugar, Diply и Bored Panda уже успели оценить её творчество.
Новости СМИ2
Художница Оксана Пащенко с Симбой на руках
Редакции журнала Colady стало интересно, с кем из сказочных принцесс ассоциирует себя художница? Оксана ответила так:
Аврора @ goldoxi21
«Меня вдохновила моя беременность»
Именно во время декретного отпуска Оксана начала рисовать своих любимых диснеевских персонажей в немного непривычной роли — в качестве будущих мамочек. На героинь в интересном положении её вдохновила собственная беременность.
Первой она нарисовала свою любимую Ариэль. За несколько месяцев девушка показала счастливую семейную жизнь почти всех главных героев диснеевских мультиков.
Ариэль @ goldoxi21
По словам Оксаны, на одни иллюстрации у неё уходит пару часов, другие же приходится продумывать и рисовать по несколько дней. Свои иллюстрации она создаёт на графическом планшете. Выбирает персонажей, находит для них в интернете интересные образы, ищет красивые пейзажи.
Принцессы и занятость
Далее, чем занимаются героини мультфильмов? Мы видим либо принцесс, которые скучают в замке, расчесывают косы, болтают со зверушками или мебелью (Фиона, Эльза, Анна, Жасмин, Аврора, Бэлль, Рапунцель), гоняют на лошади и с луком (Мерида), занимаются любопытными исследованиями (Ариэль – затонувших кораблей), либо несчастных трудяг, обреченных на грязную работу (Белоснежка, Золушка, Эсмеральда), либо аристократок-авантюристок (Марина) и храбрых воительниц (Мулан, Кида, та же Фиона – после освобождения).
Итого крайности: праздное безделье (от туалетных столиков с драгоценностями, до лошадиных скачек), или наоборот тяжелый, грязный и малоуважаемый принудительный труд, или же что-то на грани опасности: моря, шторма, драки, войны. Все то, что в середине между крайностями – не интересно. Принцесса не может быть ни медсестрой, ни воспитательницей, ни садовницей, ни пастушкой, ни учёной, ни даже правительницей, принимающей хоть сколько-нибудь ответственные решения для своих поданных… Лишь два исключения из этого правила: Покахонтас, которой статус дочери вождя не мешает трудиться вместе с другими женщинами племени (но и без чувства униженности и принудиловки), и Тиана, которая мечтает сама заработать и открыть ресторан (опять-таки, не чувствуя себя несчастной рабыней, несмотря на тяжелый труд, а вот если бы смирилась со статусом «бедной официантки», надеющейся на принца, вполне вписалась бы в компанию других диснеевских героинь).
Вывод: нормальные и полезные профессии не в почете для девушек (почти всех), ни для их избранников, о чем будет сказано позже. Тут либо полное отсутствие амбиций (мне и так хорошо или так и буду чужую грязь скрести), либо огромные амбиции (спасти мир или на худой конец, королевство). Крайности. Есть чему маленьким зрительницам поучиться и с чего взять пример? Обычные дела: учеба (интересная), работа (квалифицированная, домохозяйство не в счет), благотворительность (что-то позначительнее, чем шить наряды домашним мышкам и птичкам), спорт (кроме стрельбы и гонок, недоступных большинству девушек за банальным отсутствием лошадей и оружия), уход за собой, лечение – все это остается за кадром, и как будто героинь даже и не может касаться.
Свобода ассоциаций
И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Определяющей здесь становится категория бессознательного в искусстве, неявная в регламентируемом укладе образа жизни XVII века и лежащая в основе поисков лидеров новых живописных течений века двадцатого. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. На основе находок гения прошлого ведущий авангардист XX века создаёт мир, построенный на материях, слишком зависимых от его подсознания. Трудно верить в осознанность каждого движения кисти Пикассо и абсолютную продуманность любого элемента полотна. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.
Цепляясь за любой, самый незначительный исходный элемент, Пикассо приходит к поразительному результату
Разглядев на оригинале тонкую вертикальную линию за спиной карлика Николасито и обратив внимание на необычное положение его пальцев, он в одном из вариантов создает образ марионетки, играющей на клавесине
Свобода ассоциаций и безграничность фантазии особенно поражают, если сравнить картины. Веласкес и Пикассо «Менины» наполняют множеством аллюзий и ссылок, и выбор этого шедевра в качестве толчка для вдохновения абсолютно не случаен. Связь двух полотен сквозь века очевидна. Загадки, которые содержал шедевр XVII века, по-своему решаются полотном великого авангардиста. При этом многие проблемы, которые ставит Пикассо перед зрителем, носят вневременной характер.
Итоги
В общем, вреда получается более чем достаточно:
Собственные веские социальные связи отсечены: сирота, полусирота, в сложных отношениях с отнюдь не идеальными родителями, пусть и безвредными, но большинству ничем особо не помогающими. С животными и игрушками, но без старших и ровесников братьев, сестер, друзей, подруг, их помощи, поддержки, защиты, взаимовыручки. Этакие все из себя индивидуалистки, быстро спешащие в объятья к первому встречному, который покажется похожим на принца. Не обращающие внимания на окружающих скучных парней, зато остро нацеливающие нюх на «кого-то особенного», кого ни у каких других девушек нет. Выбирающие себе пару отнюдь не за качества хорошего семьянина (часто даже не выбирающие – хватающие что попало!). Занятость – в основном вещами, не имеющими никакого отношения к современному реальному миру. Внешность, здоровье, настроение – выше всяческих похвал, обрекая на зависть, комплексы и лишение мужского внимания миллионы «некрасивых» девочек-зрительниц, и на гордость и уверенность, что в жизни должно достаться само на золотом блюдечке, тех, кому повезло родиться с «подходящей под стандарты» красотой.
И ещё один малозаметный штрих – практически ни одной девушке не приходится работать над собой, чтобы как-то изменить характер. По сюжету они все и так уже и умные, и добрые. Их недостатки – милы, скорее их можно назвать особенностями, например, наивность Рапунцель, легкую неуклюжесть Мулан, бесстрашное любопытство Ариэль, и т. п. В реальной жизни далеко не все воспитываются и выходят во взрослый мир УЖЕ такими симпатичными. А ведь от характера не в последнюю очередь зависит судьба…
Получается красивого много, а полезного практически ничего.
Шакира Бучанова