Суть методики
Секрет дидактики Домана заключается в объединении закономерностей педагогических и физиологических законов усвоения знаний. Особенный ребенок ограничен в возможностях работы мозга. Ему необходима помощь.
Доман считал, что тренировку мышц и насыщение мозга новой информацией нужно проводить одновременно. Поэтому предлагал совместить активные физические упражнения с интеллектуальными занятиями. Начинать реабилитацию детей с отклонениями в развитии нужно с пеленок: чем раньше, тем лучше.
В программу американского нейрофизиолога входят следующие блоки:
1. Стимуляция физического развития с рождения
Это ползание по скользкой горке. Ребенок должен находиться в треке с 1–2 месяцев по 3–4 часа в день. Младенец трется о бортики животом, бедрами, предплечьями. Преодолевает значительные расстояния. Это идеальная среда для раннего физического развития. Такие дети обязательно будут хорошо ползать до полугода, рано начнут ходить и говорить.
2. Развитие чувства баланса, равновесия
Мамам предлагается крутить, вертеть ребеночка, переворачивать вверх тормашками, давать возможность ползать по полу, перебираться через валики. До 3 лет нужно научить ребенка плавать.
3. Интеллектуальные занятия с рождения
Глен Доман считал, что мозг человека — это компьютер. Его нельзя оставлять в бездействии. Если мозг постоянно не получает новую информацию, он перестает функционировать правильно. Поэтому задача родителей — снабжать ребенка интеллектуальной пищей ежедневно. Сделать это можно за 30 секунд в день. Например, не назвать одну породу кошки, а показать 10 карточек с изображениями разных кошек. А ребенок сам сделает вывод о том, что у этих животных есть лапы, хвост, они лохматые, пушистые.
4. Уроки по чтению и счету
Это базовые умения. Доман говорил, что чтение по слогам дети усваивают гораздо сложнее, чем восприятие целых слов. Поэтому он предлагал родителям обучать малышей грамоте с рождения с помощью карточек. В результате дети запоминают образ слова, могут найти и прочесть его в тексте. Постепенно слова сменяются словосочетаниями, предложениями и книгами. Счету грудничков обучают с помощью изображений точек от 1 до 100.
Если соединить между собой все блоки, уделять занятиям по развитию интеллекта около 2 минут в день, а физическим упражнениям все остальное время, ребенок к 3,5 года достигнет уровня развития шестилетнего дошкольника.
Советы и рекомендации
Совет по подготовке к тестированию, в общем, один – надо посвятить определенное время решению задач, но есть некоторые нюансы.
Тренировка быстрого зрительного охвата. Так как время на задание ограничено обычно одной минутой, надо для анализа оставить как можно больше секунд, поэтому желательно максимально быстро просматривать тест с фигурами при приеме на работу. Необязательно использовать логические тесты, можно тренироваться на чем угодно: запоминать вывески по дороге на работу, лица, одежду встреченных людей и т.п.
«Опознание». Залог успешного решения задачи – нахождение используемого принципа, ведь когда найдена взаимосвязь между изменениями в фигурах, ничего не стоит подобрать правильную для ответа. Однако поиск зависимости – самое трудное. В отличие от прошлого пункта тут важна не визуализация, а логическая составляющая, поэтому следует тренировать логику при помощи любых средств. Можно использовать доступные логические тесты.
«Повторяемость». Конечно, тест при приеме на работу «Геометрические фигуры» включает множество заданий, и учить их наизусть нет смысла, но если решить предварительно десятки, сотни таких задач, соискателю будет легче на реальном тестировании. Главное, чтобы доступные примеры были разнообразными, и человек понял, на каком принципе составляются задачи, как выстраиваются последовательности.
«Абстракция». Помогут при подготовке разнообразные абстрактные фигурки, как из живописи, так из «приколов», которых много в интернете
Важно научить мозг распознавать скрытую под слоем другой информацию, и подобный опыт, умение можно приобрести только благодаря постоянной практике
Подборки из интернета. С тех пор, как россияне, украинцы, белорусы столкнулись с новомодными тестами западного образца, появились примеры таких задач в интернете. Обычно это были единичные задачи, которые претенденты записали по памяти, но позже появились специализированные сборники, где представлена актуальная информация. Перед покупкой сборников тестов следует изучить отзывы о них, так как иногда продавцы лукавят и дают устаревшие примеры или задачи, намного проще, чем встречаются на собеседованиях.
В принципе, соискатель перед тестированием, а точнее, перед подачей заявки на вакансию, должен изучить все, что есть о данной компании, особенно в части отбора и тестирования
Есть специализированные форумы, где «коллеги» делятся своими успехами или неудачами, это и не важно, главное, что можно узнать уникальную информацию
Геометрические тесты при приеме на работу достаточно сложны для неподготовленного человека, даже если он интеллектуал, однако практика, решение множества примеров помогут успешно справиться с задачей.
Методика «Четвертый лишний» для подростков
У подростков мышление уже довольно хорошо развито, поэтому им можно давать задания посложнее. Как вариант может быть метод «на слух».
- Верба, береза, тополь, пальма (одно дерево растет в жарких странах — лишнее в группе).
- Сокол, коршун, цапля, орел (у одного длинные ноги — лишний).
- Автобус, троллейбус, метро, трамвай (один подземный — исключаем).
- Тигр, леопард, пума, гепард (один здесь полосатый — он лишний).
Для особо интеллектуальных подростков можно предложить:
- вариант методики, где перечислены виды растений или их названия — для детей, склонных к биологии;
- назвать числовые ряды — для детей с математическим уклоном;
- части речи — для любителей русского языка;
- или даже вариант с литературными персонажами — для школьников, склонных к чтению художественной литературы.
Примеры:
- Чичиков, Манилов, Плюшкин, Болконский (лишний Болконский из «Война и мир»).
- 1, 5, 9, 12 (исключаем 12 — оно двузначное число).
ВАРИАНТ 2.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий8—9 баллов — высокий4—7 баллов — средний
2—3 балла — низкий0 — 1 балл — очень низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике «Что лишнее?»
Как отличить гения от обычного человека
Поговорим более подробно о конкретной категории тестов, которая призвана помочь определить, кто является гением, а кто мыслит достаточно узко и однобоко. Ведь именно такие тесты чаще всего и проходят любопытные люди. Но сперва разберемся, какого человека можно назвать гением. На земле живет множество талантливых и одаренных людей. Однако никто из них не имеет права называться гением.
Чтобы понять, что представляет собой гениальность, психологи провели много исследований. Значительный вклад в определение гениальности сделали ученые из Англии. Именно они провели важнейшие исследования, которые и позволили выявить основные признаки гениальности:
- неординарное и нестандартное мышление;
- способность посмотреть на проблему под другим углом;
- креативность.
Чтобы выявить эти признаки, достаточно провести простое тестирование. Примечательно, что ответы на одинаковые вопросы обычный человек, «умник» и гений будут давать разные. Конечно, ответ гениального человека будет кардинально отличаться. Поскольку он сможет посмотреть на задачу с другой точки зрения и найти для нее совершенно необычное решение.
Как воспользоваться функцией?
Определить по фото или картинке, что именно на ней изображено, можно одинаково просто и в Google, и в Яндекс. Для каждой из этих поисковых систем можно выделить три основных шага:
- Открыть страницу «Картинки». В Google эта вкладка находится в верхнем правом углу окна браузера. В Яндексе – прямо над окошком поиска.
- Навести курсор на значок фотоаппарата.
- Выбрать файл или указать ссылку на изображение. В Яндекс.Браузере можно просто перетащить фотографию с помощью курсора мыши.
Система сама предложит вам похожие варианты. Например, допустим, что нужно определить сорт розы, изображённой на приведенном ниже фото.
Роза. Сорт неизвестен, а хотелось бы узнать.
Выбираем файл и смотрим, что предлагают поисковые системы.
Скриншот из поисковой системы Google
Google определяет, что именно изображено на картинке – роза. Предоставляет несколько ссылок, которые могут быть связаны с данным изображением и предлагает похожие. Если во всемирной паутине уже есть такие же картинки, Google указывает их размеры.
Теперь посмотрим, что скажет по этому поводу Яндекс.
Скриншот из Яндекс.Картинок
Также есть возможность выбрать фрагмент картинки. Это может пригодиться в тех случаях, когда на фото продемонстрировано сразу несколько объектов, а информация необходима только про один из них.
«Найди предметы» правила игры
Вариант игры 1.
Скачайте и распечатайте изображения ниже. Задача ребенка отыскать нужные предметы и обвести их в кружочек. Сложность в том, что на основной картинке происходит настоящий хаос, поэтому в поисках придется постараться. Можно пошутить, что вот как трудно отыскать нужное, если в комнате беспорядок. Можно усложнить задачу и обводить одинаковые предметы определенным цветом. Для этого подготовьте набор цветных гелевых ручек, фломастеров или карандашей. Для такого варианты игры не нужно ограничивать время.
Некоторые изображения могут быть цветными. Другие нужно раскрасить. Будет проще, если начать раскрашивать найденные предметы, а потом все изображение. Вычеркивайте внизу страницы вещи, которые отыскали.
Сначала лучше начинать с легких уровней игры. Вскоре ребенок уже будет быстро ориентироваться на картинке и находить нужное.
В младшем школьном возрасте ребенок уже знает все буквы. Поэтому можно предложить такие задания. На картинке нужно отыскать букву, чтобы не запутаться, можно вычеркивать найденные.
Если эти задания показались легкими, то попробуйте разгадать такие! Звать на помощь мам и пап разрешается.
Предметы, которые требуется найти на таких картинках могут оказаться в совершенно неожиданном месте. Это учит ребенка мыслить нестандартно, расширяет его понимание действий.
Задания на картинках могут варьироваться. На некоторых нужно отыскать букву, цифру или фрагмент картинки.
На этом изображении встречается множество героев. Можете придумать вместе историю по картинке. Что на ней происходит, кто чем занимается, кто с кем дружит.
А здесь, по случаю Нового года, собралась вся семья. Приглашены праздновать друзья и родственники. В младшем школьном возрасте все дети любят пофантазировать. Попросите придумать и рассказать свою историю по картинке. Возможно, ребенок найдет на ней членов вашей семьи и друзей.
Вариант игры 2.
Освободите поверхность, которая станет «игровым полем». Подойдет стол, можно играть на полу. Разложите разные предметы вразброс, без какого-либо порядка. Желательно, чтобы они были маленького размера: брелоки, ключи, фишки, киндеры. Когда вы даете задания, то дайте время: 3 хлопка. Загаданную вещь нужно класть сверху игрового поля. После третьего хлопка время истекает, поэтому ребенку придется постараться. Игра на скорость нравится детям больше, чем те, в которых время не ограничено. Они быстро становятся скучными.
Задания:
Найди до трех хлопков бегемотика и положи его сверху. (3 хлопка).
Далее становится сложнее. Ребенку нужно успеть еще и сообразить куда отправить предмет. Поэтому сначала можете немного поддаваться и хлопать медленнее.
- Найди машинку и положи ее слева от бегемотика.
- Нам нужна звездочка, клади ее справа от машинки.
- Ищем ключи, кладем их ниже от звездочки.
- Где ластик? Можешь расположить его где захочется самому.
Игра завершается того, когда все предметы были задействованы в процессе. Ваше игровое пространство станет выглядеть совершенно иначе. Если ребенку понравилась такая игра, то можете увеличивать количество вещей. Не забудьте наградить малыша после игры. Можете сделать самодельную медаль из картона.
Что развивает
Игра «Найди предметы» помогает развить необходимые навыки, необходимые в младшем школьном возрасте.
Она развивает:
- Усидчивость;
- логическое мышление;
- тактильная чувствительность;
- нестандартное мышление;
- ориентирование на плоскости;
- действовать в заданных промежутках времени на скорость;
- способность к концентрации внимания. Ребенок погружается в игровой процесс и сосредоточен на поиске;
- память. Необходимо запомнить расположение предметов. Чадо мысленно группирует их по содержанию;
- зрительные функции. Настоящий тренажер для глаз, ведь нужно как можно быстрее осмотреть все вещи, изучить изображение.
Важность психологических тестов
В последнее время все более популярными становятся различные тесты на гениальность, которые без труда можно найти на просторах сети Интернет. Этот запрос даже находится в топе многих поисковиков. Из этого можно сделать вывод, что многие люди интересуются тем, насколько велики их интеллектуальные способности.
Не секрет, что именно в психологии наиболее активно используют различные тесты. Они помогают определить наклонности человека, его характер и даже интеллектуальные способности. Широкое применение тесты нашли и в медицине. Пациенты психиатрических клиник обязательно проходят специальное тестирование, которое помогает врачам определить, с каким именно заболеванием придется иметь дело.
Обратите внимание, что довольно часто люди даже не подозревают о том, что у них развивается какое-либо психическое расстройство. Поскольку многие из них способны долгое время находиться в латентной форме, что значительно затрудняет их диагностирование
Наверняка, многие помнят, что психологическое тестирование начинают проводить еще в школьные годы. Не зря ведь в каждой школе работает психолог. Его главной задачей является выявление детей с психологическими травмами и различными комплексами. Но чаще всего общение с психологом для детей превращается в интересную игру. Ведь только в его кабинете можно пройти интересное тестирование.
И хотя некоторые совершенно не склонны верить в полезность тестов, научно доказано, что они действительно играют важную роль в диагностировании психических расстройств. Кроме того, с их помощью удается определить интеллектуальные способности, характер человека, его предпочтения, узнать уровень агрессии и многое другое.
История методики «Четвертый лишний»
Методика «Четвертый лишний» отличается от аналогичных методов диагностики своей простотой и оригинальностью одновременно. Автор методики (имею в виду того, кто разработал первый вариант, не известен).
Известно, что пятидесятые годы эта методика уже применялась. Карточки изготавливались в лаборатории института психиатрии, а затем пересылались специалистам — диагностам.
С.Я. Рубинштейн была издана книга, в которой подробно описывались психологические методики.
Там же был представлен стимульный материал, включающий 17 карточек методики. Но сейчас их уже мало кто использует, так как изображались на них предметы, давно устаревшие для нашего времени. Глядя на эти карточки, уже мало кто сможет узнать эти вещи (детские зыбки, мукомолки, лошадиные повозки и т.п.).
Поэтому стимульный материал Рубинштейн считается очень устаревшим. Но вместо него стали разрабатываться адаптированные под современные предметы обихода карточки для проведения методики «Четвертый лишний».
Известно много адаптированных вариантов этой методики от известных педагогов и психологов.
Одним из исследователей образно-логического мышления детей стала Наталия Львовна Белопольская. Под ее руководством методика «Четвертый лишний» была адаптирована именно для диагностики мышления и успешно используется на практике вот уже более 30 лет.
Данная адаптированная методика стала оптимальным вариантом для исследования маленьких «мыслителей».
Целью диагностики является выявление особенностей таких мыслительных процессов у детей, как: анализ, сравнение, синтез.
Очень легко можно понять, насколько сильно искажено у ребенка обобщение, выявить и вовремя устранить некоторые психологические патологии.
Методика замечательно диагностирует умение испытуемых логически мыслить и правильно давать объяснение.
Очень полезны тестовые задания данной методики при работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Краткие ответы дают возможность детям участвовать в разговоре, не использую длинные фразы, что облегчает процесс их речевой деятельности с одновременным участием в ней.
Сильные речевые дефекты мешают использовать методику полноценно, но не исключают возможности исследовать данным методом мыслительные способности путем не объяснения, а просто выбора исключительного объекта.
Суть методики «Четвертый лишний» следующая: испытуемому предлагается выбрать из четырех объектов один, который чем-либо отличен от трех предыдущих по какому-либо определенному отличительному признаку.
Дидактические игры для детей 2-3 лет. Цвет и форма.
Найди такую же фигуру
Цель: Формировать представление о форме предметов. Учить находить одинаковые предметы по цвету и форме. Обогащать словарь названиями различных форм: круг, квадрат, треугольник. Закреплять знания об основных цветах.
Для игры понадобятся карточки на каждого ребенка с изображением геометрических фигур. На карточке изображены два круга, треугольник и квадрат — всего четыре фигуры разных цветов. На всех карточек цвета фигур разные.
У воспитателя геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разных цветов.
В начале игры к детям обращается медвежонок. Он рассказывает, что ему подарили цветную мозаику, он поиграл ей, а теперь не может правильно сложить. Давайте поможем медвежонку.
Воспитатель берет по одной фигуре и показывает детям, при этом называя фигуру по цвету и форме: «Вот желтый треугольник, у кого такая же мозаика?»
Дети смотрят на свои карточки, ищут, есть ли у них точно такая же фигура. Если ребенок нашел у себя такую же фигуру, он берет мозаику у воспитателя и закрывает ей свою фигуру. Если никто не заберет показанную фигуру, то ее откладывают в сторону.
Победителем оказывается тот, кто быстрее всех закроет фигуры на своей карточке.
В конце игры медвежонок благодарит ребят за помощь.
В следующий раз добавляют новые геометрические фигуры: прямоугольник, овал.
Наведем порядок
Цель: Познакомить детей с кругом. Дать понятие, что круг — это общая форма некоторых предметов.
Для игры понадобятся: Фигурки или игрушки зайцев, колесо, пуговицы, кукольные тарелки.
Жил-был заяц Касьян. Вот пошел он в лес, и видит колесо лежит. Захотелось ему колесо домой забрать, да не знает можно ли, вдруг оно чье-то. Летит мимо сорока, видит заяц в раздумье. А сорока эта все обо всем знала. И говорит она зайцу: «Забирай колесо, оно ничье».
Хотел заяц колесо поднять, да не смог, очень уж оно тяжелое. Как же зайцу быть, как колесо домой отнести? (ответы детей)
Если дети не догадаются сами, воспитатель показывает, как надо докатить колесо.
Вот прикатил заяц Касьян колесо домой, а дома его встречают зайчиха с зайчатами. Увидели зайчата колесо и говорят: «Где ты такую большую пуговицу взял?»
«Какая же это пуговица, это же тарелка»- говорит зайчиха.
«Это не пуговица и не тарелка, это колесо»- говорит заяц Касьян. Но зайчиха и зайчата не соглашаются с зайцем. Зайчата кричат: «Пуговица». Зайчиха кричит: «Тарелка».
Вот так и спорили зайцы, потому что не знают, что общего у колеса, тарелки и пуговицы.
А как вы думаете, что общего у этих предметов. Дети рассматривают колесо, пуговицы, кукольные тарелки (ответы детей).
Выслушав ответы детей, воспитатель делает вывод: «У всех этих предметов одинаковая форма, они круглые. Все круглые предметы катятся».
Давайте покажем зайцам, что форма этих предметов одинаковая. Дети обводят предметы пальчиком, рисуют круг пальчиком в воздухе.
Найди круглый предмет
Цель: Учить находить предметы круглой формы среди других предметов. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение. Обогащать словарь детей.
Для игры понадобятся таблицы с четырьмя клеточками. В первой клетке нарисован круг, остальные клетки пустые. Предметные картинки, среди которых должны быть предметы круглой формы.
Однажды зайчата остались одни дома и так расшалились, что разбросали из шкафа все вещи. Но скоро вернутся заяц с зайчихой. Заволновались зайчата, придут сейчас родители и будут ругаться. Надо вещи по шкафам разложить. Давайте поможем зайчатам. Надо в пустые клеточки – ящики положить предметы круглой формы.
Воспитатель просит малышей обвести нарисованный круг в первой клеточке пальчиком.
«Какие предметы нам надо найти?» (круглые). Воспитатель объясняет, что нужно взять картинку и обвести предмет пальчиком, чтобы определить круглый ли он.
Когда дети справятся с заданием, воспитатель предлагает рассказать зайчатам, какие предметы дети положили в пустые клеточки: Круглые часы, круглый стол, круглый шарик, круглая тарелка.
Математика для детей 2-3 лет
Дидактические игры для детей 2-3 лет. Цвет
ВАРИАНТ 3.
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.
Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех — пяти слов.
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Бланк для словесного варианта
1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;
2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ
Число баллов |
Характеристика решения задач |
|
1 |
2 |
|
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: |
||
5 — |
—- 5 |
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: |
||
4 — |
—- 4 |
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: |
||
2,5 — |
— 2,5 |
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: |
||
1 — |
— 1 |
1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения |
||
0 — |
— 0 |
1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Если испытуемый справляется с первыми тремя — четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Методика «Четвертый лишний» для дошкольников
Дети дошкольного возраста в большинстве своем читать и писать еще не умеют. Поэтому с ними можно использовать карточки с изображениями разных объектов.
Карточки педагог заготавливает заранее. Возможно классифицировать их по темам. А затем на тематических занятиях проводить небольшие тесты по методике «Четвертый лишний».
Одновременно и тема закрепляется, и мыслительные процессы развиваются.
Примерные группы карточек для дошкольников:
- Животные: собака, кошка, лев, козел.
- Растения: роза, тюльпан, береза, ромашка.
- Мебель: стол, ложка, стул, кресло.
- Транспорт: самолет, машина, автобус, трактор.
Где встречаются логические тесты?
Подобные задачи часто используют для проверки интеллектуальных способностей, и многие соискатели встречали тест IQ при приеме на работу, даже если его так не называли работодатели. Точнее, кандидаты решали задачи, присущие IQ, а не весь тест.
При решении абстрактно-логических задач максимально используется интеллект, ведь найти связь между набором кружочков, звездочек, всяческих линий надо крайне быстро. Необязательно человек, решивший лучше всех данный тест, умнее других, просто он способен быстро обрабатывать непонятную, неизвестную ранее информацию, и на ее основании находить решение. Такие способности важны для всех профессий, но особенный упор в компаниях делается для менеджеров по сбыту, продажам, маркетологов и т.п.
Можно почти наверняка сказать, что логические тесты при приеме на работу соискатель встретит в компаниях сектора FMCG, то есть, в крупных корпорациях, производящих продукцию массового спроса. Procter&Gamble, Unilver, Mars, другие известнейшие компании с доходами в десятки миллиардов долларов требуют от своих сотрудников уметь обрабатывать неизвестные данные, причем делать это быстро, а ответы находить верные.
Тест для гения: какая фигура лишняя?
Более 90% людей, прошедших тест, не смогли дать правильный ответ. Давайте разберем разные варианты ответов:
- Большинство тестируемых отвечали, что лишней является фигура под номером 4. Действительно, если внимательно посмотреть на изображение, то становится очевидным тот факт, что оно сильно отличается от других. Казалось бы, что именно этот ответ должен быть правильным. Однако, это не так. Психологи считают, что выбрать такой вариант могут лишь люди, которые имеют совершенно стандартное мышление. У таких людей доминирует именно правое полушарие головного мозга. И поэтому они реагируют сперва на цвет.
- Около 15% тестируемых ответили, что лишней является фигура номер три. Действительно, эта фигура отличается по форме. Все другие в форме квадрата, а эта фигура представляет собой круг. Но и этот вариант не является правильным. Хотя, стоит отметить, что люди, выбравшие именно этот вариант, мыслят более глубоко. У них имеются отличные аналитические способности, которые позволяют проводить аналогии и оценивать всю ситуацию в целом.
- Вариант под номером 2 выбирают крайне редко. Из всех тестируемых только 4% людей выбрали данный вариант. Вот только он не является правильным. Более того, психологи считают, что подобное указывает на одну маленькую деталь, о которой сам человек даже может не догадываться. По мнению некоторых психологов, люди, которые выбрали в качестве лишней фигуру №2, в большинстве своем являются расистами. Разумеется, это не подтвержденный факт. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что абсолютно все люди, которые так ответили, действительно имеют расистские взгляды.
- Остались только фигуры №1 и №5. И выбирать между ними совершенно необязательно. Ведь оба варианта являются правильными. Ученые уверены, что такой ответ могли дать только настоящие гении. Но при этом они не берутся объяснить, почему именно указанные выше варианты являются правильными. Возможно, подобную секретность можно объяснить нежеланием раскрывать тайны самого теста, чтобы не появились те, кто смог бы подделывать его результаты. Как бы то ни было, но ученые в один голос заявляют, что такой выбор могли сделать исключительно те люди, которые не руководствуются логическими нормами.
Интересный факт! Тестирование проходили не только взрослые люди, но и дети. Целью теста было выявление разницы между мышлением ребенка и взрослого человека. Результаты поразили многих ученых и заставили задуматься. Ведь дети в возрасте до 6 лет в большинстве своем давали правильный ответ на этот вопрос. Поэтому некоторые ученые предположили, что современная система обучения не только не помогает, но и «убивает» гениев. Но пока с этим мнением согласны далеко не все.