Шаг первый. «Выбираем» маршрут
Еще в 1930 году из Ленинградского порта в круиз вокруг Европы вышел теплоход «Абхазия», на борту которого находились 257 туристов — в основном ударники производства. В следующем году состоялся аналогичный круиз на борту теплохода «Украина». Но это были разовые акции. По-настоящему советский выездной туризм начинает развиваться только в 1955 году, после принятия резолюции ЦК партии, пункт № 15 которой обязывал «установить упрощенный порядок оформления разрешений на выезд из СССР и выдачи коллективных виз советским гражданам».
Предпочитаете пакетным турам самостоятельные путешествия? Забудьте. Поехать в заграничный отпуск одному в СССР не разрешали. Возможен был только организованный групповой туризм, которым монопольно ведал «Интурист» (плюс в 1958 году появилось бюро международного туризма «Спутник»).
Но и «Интурист» не работал как туристическое агентство в современном понимании: нельзя было просто прийти в их офис и купить путевку.
Но это только в теории. По факту часть путевок доставалась «своим людям» в обмен на ответную услугу.
По идее, спектр направлений был велик: «Интурист» работал с более чем сотней стран. Но, во-первых, на практике никакого выбора не предоставлялось: какую путевку дают, такую и берешь. А во-вторых, в подавляющем большинстве случаев туристов отправляли отдыхать в страны Организации варшавского договора (ГДР, Венгрию, Чехословакию, Польшу, Румынию, Болгарию) и в те страны, которые хоть и не входили в ОВД, но считались более или менее дружественными, например в Югославию. Между соцстранами была разработана система безвалютного обмена — когда советская и иностранная стороны принимали туристов по бартеру, без международных платежей.
Самым распространенным направлением в годы застоя стала Болгария: настолько распространенным, что это породило пренебрежительные поговорки вроде «Курица не птица, Болгария — не заграница». Туристические поездки в капстраны тоже были — возили в Финляндию, Швецию, Францию, Италию и многие другие страны, даже в Великобританию и США — но гораздо реже, поэтому попасть в такие туры было сложнее.
На доступность туристических направлений очень влияла внешняя политика СССР. В зависимости от ее поворотов одни направления сворачивались (Китай), другие появлялись (Куба). А в 1956 и 1968 годах резко сократилось число турпоездок в Венгрию и Чехословакию соответственно (позже они возобновились).
Были и совсем уж экзотические по нынешним временам предложения. Например, безвизовые морские круизы на лайнере «Советский Союз» (сегодня памятные в основном благодаря тому, что во время одного из таких круизов совершил свой знаменитый побег Станислав Курилов). Почему безвизовые? Да потому что лайнер, в течение трех недель следуя из Владивостока до экватора и обратно, не заходил ни в один иностранный порт: и вот ты вроде бы съездил за границу, но есть нюанс.
Обычные круизы с заходом в иностранные порты, конечно, тоже существовали, как мы помним по фильму «Бриллиантовая рука». Они были распространены не только из-за экономической выгоды и простоты организации (хотя и это было существенно: не нужно было тратить ценную валюту на транспорт, размещение и питание туристов). Но главное — туристов, которые ночуют и значительную часть времени находятся на борту, было гораздо легче контролировать. А заодно и проводить идеологическую обработку при помощи бортовой радиосети: так, участники круиза вокруг Европы на теплоходе «Карелия» в 1978 году были вынуждены целиком прослушать книгу Л.И. Брежнева «Целина» (и это не считая ежедневных сводок с политинформацией).
Самыми популярными круизными направлениями были такие:
- «Круиз вокруг Европы» (Дания — Великобритания — Франция — Италия — Греция — Турция);
- круиз по Балтийскому и Северному морям (Финляндия — Швеция — Норвегия — Великобритания — Нидерланды — Дания — Польша);
- Дунайский круиз (сокращенная версия: Румыния — Болгария — Югославия; расширенная: всё те же плюс Чехословакия — Венгрия — Австрия);
- Средиземноморский круиз (Кипр или Греция — Египет — Италия — Франция — Мальта — Турция);
- Тихоокеанский (Япония и страны Юго-Восточной Азии).
Бывали и более экзотические программы: например, 26-дневный круиз по Западной Африке (Турция — Греция — Италия — Марокко — Сенегал — Либерия — Нигерия — Гана — Сьерра-Леоне), 26-дневный же — по Восточной Африке (Турция — Греция — Ливан — Египет — Йемен — Сомали — Кения — Танзания (Занзибар) и круиз по Индии.
Такого метро в царском стиле больше нет нигде
Станция «Комсомольская». Москва, Россия
Станция «Улдуз». Баку, Азербайджан
Станция «Электрозаводская». Москва, Россия
Наверняка те, кто привыкли ездить туда-обратно в подземках постсоветских стран, уже не обращают внимания на их оформление.
А вот туристам со всего мира кажутся невероятными высокие колонны и арки, огромные люстры, расписанные потолки и выложенные мозаикой стены в таком неподходящем месте.
Потому что в остальном мире метро почти везде выполняет исключительно практичную задачу – перевозить людей.
Станция «Площадь Победы». Минск, Беларусь
Станция «Площадь Независимости» в Ташкенте, Узбекистан
Станция «Советская». Самара, Россия
Абстрактная каменая кладка на станции «Машиностроителей» в Екатеринбурге
Если посмотреть на подземные станции Северной Америки, то найти красивые будет сложнее. Там пассажиры обычно видят только стальные балки, белую мозаику или голый бетон.
Например, вот так выглядит типичное метро Северной Америки:
В странах бывшего СССР тоже есть маленькие остановки американского формата. Но крупных, высоких и наполненных деталями куда больше.
Даже в относительно небольших городах постсоветского пространства архитекторы возводили небосводы под землёй, чего нельзя сказать о западных миллионниках.
А это не вредно?
Как показывает практика, на добавку в чае никто не жаловался, ведь попросту не знали, что она там. А вот вам забавный факт: монахи из Тибетского региона нарочно добавляют соду в собственный чай. Это делается, чтоб обезопасить организм от обезвоживания
В их климатических условия это крайне важно, иначе недуга не избежать
Или вот таджики, те тоже не брезгуют кинуть щепотку соды в свой напиток перед подачей. А еще немного соли, а иногда и масла. В Таджикистане считают, что эти компоненты улучшают вкус чая, а на вкус и краска, как известно, товарищей не найти.
На самом деле, диетологи крайне тревожно относятся к такому мероприятию, как добавление соды. Этот компонент может легковесно нарушить кислотно-щелочную среду, а это противопоказано людям, которые маются с желудками. Вывод один: лучше оставаться бдительным, не рисковать ради прекрасного цвета чая. Хоть соду и рекомендуют принимать при первых признаках изжоги, лучше оставить лечение медикам. Они уж точно ведают, как бороться с неприятным ощущением, и самодеятельность может только навредить.
Как станции стали частью социалистической повестки
Фреска в честь рабочих на станции «Электрозаводская» в Москве
Первое метро в мире было запущено Лондоном в 1863 году. В СССР его открыли в Москве в 1935 году.
Опоздание на 70 лет сверхдержаве пришлось компенсировать именно уровнем отделки.
В СССР глобальные проекты делали с размахом. Если брались за зону отдыха, то строили целый город из санаториев.
В тему: Фотограф показал разруху роскошных купален из СССР. Сейчас в них живут беженцы
Если проводили метро позже всех, то проектировали его сквозь Красную площадь.
Акварель по проекту инженеров Е.К.Кнорре и П.И.Балинского. Репродукция рисунка Н.Н.Каразина
По крайней мере, так планировали сделать, но, к счастью, первые линии заложили под землёй.
А богатство в стиле и огромное внимание к деталям утопили достижения любых стран-конкурентов. Любому посетителю дворцовая отделка вестибюлей казалось невероятным в стране, где были конвейеры для пятилеток и планы по однотипному производству
Любому посетителю дворцовая отделка вестибюлей казалось невероятным в стране, где были конвейеры для пятилеток и планы по однотипному производству.
Станция «Шулявская». Киев, Украина. Станции поразили фотографа разнообразием декора
Станция «Динамо». Екатеринбург, Россия. Иногда стиль напоминал Древнюю Грецию или Египет
Станция «Машиностроителей». Екатеринбург, Россия. А где-то пассажиров вдохновляли футуристическими мечтами о развитии техники и покорении космоса
Другой задачей было желание поддерживать дух граждан. Потому что разнообразная и яркая остановка положительно влияет на моральное состояние человека.
В СССР окружать себя красотой и роскошью не поощрялось. Поэтому мрамором, золотом и бронзой, скульптурами и витражами искрились общественные места. Закономерно и парадоксально в то же время.
Станция «Автово». Санкт-Петербург, Россия
Станция «Ленинская». Нижний Новгород, Россия
Станция «Киевская». Харьков, Украина
Скульптурная группа «Белорусские партизаны» в переходе между радиальной и кольцевой станциями «Белорусская». Москва, Россия
Хервингу около 30 раз запрещали снимать метро.
Даже несмотря на то, что он оставлял дома штатив, который мгновенно вызывает подозрение у бывших жителей тоталитарного режима и лишает фотографа любого шанса отснять наследие Союза.
«Разумеется, привычка контролировать информацию в этих странах осталась», – говорит он.
Секретный ингредиент не подобный уж и секретный
Алла Ивановна, а именно она любезно согласилась рассказать рецепт поездного чая, не стала ходить вокруг да около. Очутилось, никакого секрета нет. В СССР в чай для “наваристости” клали самую обычную соду. Как только сода попадала в заварку, чай становился немало насыщенным по цвету, что придавало ему благородности. Некоторые даже отмечали, что чай в поезде более вкусный. Тут главное с содой не переборщить, а то непременно покажется неприятный привкус.
Когда на работу приходили молоденькие проводники, так сказать, молодые кадры, опытные напарники вводили их в курс дела: сколько соды класть, как не пересолить, как температуру воды отрегулировать. Как бонус, “содовый” чай помогал от изжоги, но об этом пассажиры, конечно же, не знали.
А как сейчас?
Сегодня подобный фокус в поездах не пройдет, да и не нужен он больше. Соду в чай добавляли, чтоб облагородить напиток. Заварка в то время, во всяком случае в поездах, была посредственного качества, и заварить ее до состояния “посредственный чифир” было практически невозможно. Приходилось выкручиваться, и сода была просто спасением.
Некоторые пассажиры так нахваливали напиток, что даже вспоминали своих жен. Мол, у супруги дома такой крепкий чай не получается. Ну, конечно, она-то без добавок его делала.
Сегодня рассыпной чай в поездах уже не предлагают. Ему на смену пришел пакетированный аналог, краска которого вполне удовлетворительный. Возможно, производители добавляют краситель в свой продукт, но это уже на их совести.
Ну, а что осталось прежним, так это стаканы и подстаканники. Ах, как симпатично дребезжит стакан, когда его несут по коридору в старом подстаканник, просто песня. Этот звук моментально воскрешает мемуары о прошлом, и пассажиры постарше ностальгируют по СССР. НУ, а кто помоложе и без сноровки, стараются просто не обжечься, ведь пить чай из стакана – это цельное искусство.
Шаг второй. Собираем документы и характеристики
Постановление 1955 года несколько упростило процедуру выезда за границу по сравнению с предыдущим периодом. Но чтобы оказаться за железным занавесом, туристу всё равно приходилось пройти семь кругов бюрократического ада. То есть преодолеть многоступенчатый отбор, на каждом этапе которого его могли отсеять по любой из множества причин.
Итак, первым делом вам нужно было заполнить подробнейшую анкету, включающую, например, вопросы о знании языков, предыдущих поездках за рубеж, пребывании на оккупированных территориях в годы войны. Потом — подать заявление в местком и получить характеристику-рекомендацию, раскрывающую «все стороны деятельности будущего туриста, его моральные качества».
Характеристика-рекомендация, подписанная руководителем предприятия, секретарем парторганизации и председателем профорганизации, поступала на рассмотрение в комитет КПСС. Параллельно каждого туриста проверяло областное управление КГБ и по итогам проверки предоставляло обкому КПСС заключение. Бюрократия и всевозможные проверки занимали так много времени, что подавать документы нужно было за три-шесть месяцев до предполагаемой поездки.
При отборе учитывали сотни параметров. Активное участие в общественной жизни, членство в КПСС, политическая грамотность, дисциплинированность — плюс. Неприглядные факты биографии — минус, причем не только вашей личной биографии, но и ваших родственников: например, если кто-то из них был судим или, еще хуже, имел неподходящее происхождение — это на вас скажется. Развод — минус. Предыдущие поездки за рубеж — минус (предпочтение отдавалось тем, кто выезжал в первый раз). Наличие родственников за границей, особенно в капстране — такой жирный минус, что о поездке можно забыть: вдруг вы сбежите, раз вам есть к кому. По этой же причине не поощрялись поездки за границу вместе с супругом и уж тем более с детьми, хотя официального запрета на это не было: если дома осталась семья — меньше вероятности, что турист станет невозвращенцем
Важно и то, куда вы собирались отправиться — для капстран отбор был жестче
Советские архитекторы объяснили фотографу, откуда пошло разнообразие
Ивенец, Белоруссия
Белорусский архитектор Армен Сардаров получил 6 медалей за работу по обустройству трасс.
Он рассказывает, что целью развития дорог ставили не только прокладку маршрута из точки А в точку Б
Важно было пробудить ощущение путешествия, чтобы пассажиры во время поездки получали удовольствие
Шклов, Белоруссия. «Тоталитаризм это плохо. Но всходили ростки настоящей культуры, а сейчас это всё уничтожается массовой культурой» – Армен Сардаров
Слободка, Белоруссия. «В мои годы поп-музыкой были Beetles и Rolling Stones. А сейчас популярная музыка повторяет идеи 60-х и 70-х годов. С архитектурой то же самое» – Армен Садаров
Скульптор Зураб Церетели рассказал, что он одним из первых предложил сделать точки ожидания «художественными».
Пицунда
«Искусство должно быть на первом плане всегда», – Зураб Церетели
Пицунда. «Мне не говорили «нет». Только аплодировали и награждали», – Зураб Церетели
Кристофер считает, что его проект открывает другой взгляд на историю.
Ведь все привыкли думать о советском союзе как «о едином голосе, о коллективной сущности». А на самом деле всё было не совсем так.
Шаг третий. Облико морале: инструктаж о правилах поведения за границей
Поздравляем, вы прошли все критерии отбора! Теперь вам предстоит беседа в комитете профсоюзов, обязательная для всех выезжающих за границу: там вам объяснят, что можно, а что нельзя делать в чужой стране.
Инструкторы руководствовались «Основными правилами поведения советских граждан, выезжающих за рубеж» — документом для служебного пользования, впервые опубликованном уже после распада СССР. Существовали два варианта инструкции: для социалистических стран и для капиталистических.
Помимо «строгого соблюдения принципов морального кодекса строителя коммунизма», советский гражданин должен был:
- проявлять политическую бдительность и противостоять разведкам капиталистических стран, которые «стремятся использовать в своих целях и такие слабости отдельных лиц, как склонность к спиртным напиткам, к легким связям с женщинами, азартным играм, приобретению различных вещей и неумение жить по средствам»;
- «постоянно следить за своим внешним видом, быть всегда опрятными и аккуратными»;
- «уклоняться от принятия подарков, под каким бы предлогом они ни преподносились».
И не должен был:
- «посещать ночные клубы, кинотеатры, в которых демонстрируются антисоветские или порнографические фильмы, и другие места сомнительных увеселений, а также участвовать в азартных играх»;
- «посещать районы, где проживают эмигранты или другие категории населения, враждебно настроенные по отношению к СССР»;
- «злоупотреблять спиртными напитками, появляться в общественных местах и на улице в нетрезвом виде».
Краткое содержание этих правил метко описал Владимир Высоцкий в песне «Инструкция перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме»:
Позже, в конце 1970-х — начале 1980-х, туристов также знакомили с содержанием книги «СССР — 100 вопросов и ответов», чтобы они при случае могли уверенно отвечать на потенциальные каверзные вопросы иностранцев (например, о том, почему СССР, декларируя эффективность своей экономики, всё время импортирует зерно).
Советский выездной туризм в цифрах
В первое десятилетие (1956–1966) выездного туризма за рубежом побывало более семи миллионов советских граждан, при том что жило в СССР тогда 220 миллионов человек. Дальше туристический поток всё увеличивался, и в начале в 1980-х за границу выезжало уже до трех миллионов граждан ежегодно. Правда, это с учетом рабочих поездок: статистики только по туристам нет.
В общей сложности с середины 1950-х годов за границей побывали 44 миллиона советских граждан (правда, это опять-таки общее число выезжавших, без разбивки на туристов и командировочных). Для сравнения: в последнем благополучном для российского выездного туризма 2019 году россияне совершили более 48 миллионов загранпоездок.
Шаг четвертый. Добываем валюту
Валюту советским туристам разрешалось обменивать в строго фиксированном и очень ограниченном объеме. Так, в 1962 году для двухнедельной поездки по Индии туристам разрешали купить валюты только на 23 рубля, для двенадцатидневной поездки по Чехословакии — на 27 рублей, а для двухнедельной поездки по Югославии — на 11 рублей. Правда, проживание, питание и экскурсионная программа были уже включены в стоимость тура, но ведь побывать за границей и не привезти семье и друзьям хотя бы сувениры (а лучше — какой-нибудь дефицит) считалось делом неслыханным.
Брать с собой дополнительную наличность и обменивать ее на валюту запрещалось (при поездке в капстрану за найденные незадекларированные рубли могли и отстранить от дальнейшего участия в туре), но многие туристы, конечно, пытались обходить запреты. Другой способ добыть валюту — перевезти через границу и попытаться продать товары, которые ценились на местных рынках: от икры и золота до фотоаппаратов. Это тоже было запрещено (любая продажа считалась спекуляцией) и строго наказывалось, но люди шли на риск: ведь другой возможности привезти домой дефицитные товары могло и не представиться.
Вот они – самые удивительные остановки
Ростовановское, село в Ставропольском крае, Россия
Старый Оскол, Россия
Гудаута
Ереван, Армения
Пицунда
Турсунзаде, Таджикистан
Каракол, Киргизия
Чарын, Казахстан
Шымкент, Казахстан
Село Новая Любомирка. Ровненской область, Украина
Хервиг часто замечал, как люди считали Россию и Москву единственным, что осталось от сверхдержавы. А ведь через автобусные будки местные художники раскрывали родную культуру, и фотограф решил отразить эти частицы истории.
На автобусных маршрутах фотограф не остановился, и после решил взяться за подземные.
В общей сложности Хервиг наездил 250 часов по 13 системам метрополитена стран бывшего СССР, и собрал о них крупную коллекцию снимков.
Первый том с фото собрал 3 миллиона рублей на Кикстартере
Аральск, Казахстан
После долгого путешествия Хервиг пришла идея сделать сборник фотографий самых экзотических остановок. Учитывая тематику книги, она должна была быть качественной.
Печать яркими чернилами на плотной бумаге и в крепком переплёте стоит больших денег, которых у автора не было.
Поэтому в 2014 году для первой части Хервиг организовал кампанию на Kiсkstarter.
Книгу поддержало больше 1 000 человек, которые в общей сложности вложили 51 000 канадских долларов или 3,2 млн рублей 2020 года с учётом инфляции и курса.
Тараз, Казахстан. Обложка первого тома
Но материала у фотографа было больше, чем мог охватить один альбом. После громкого успеха первой части для второй нашёлся издатель FUEL.
Компания специализируется на теме СССР, и на её полке актуальных книг есть сборники других памятников архитектуры и скульптуры.
В общей сложности благодаря сбору средств и поддержки в СМИ в 2015 и 2017 годах вышло два сборника об остановках (, ). А в 2019 появилась книга с самыми поразительными вестибюлями подземок.
Охота началась с поездки в Россию 18 лет назад
Кристофер Хервиг
Кристофер Хервиг всегда интересовался культурой местных жителей разных регионов. Он снимал по всему миру: от горных цепей Таджикистана до тропических лесов Либерии. А сейчас освещает Сирийский Кризис в Иордании.
Однако его самым громким достижением стали фотографии удивительных автобусных остановок и станций метро, которые он тщательно искал по всему бывшему СССР.
Идея снимать станции общественного транспорта пришла Хервигу в 2002 году во время велосипедного тура от Лондона до Санкт-Петербурга. На одном из отрезков фотографу стали попадаться необычные сооружения.
Коотси, Эстония
Эчмиадзин, Армения
Фалешты, Молдавия
Большинство вещей всегда создаётся на массовом производстве, и перед этим не может устоять, ни капитализм, ни социализм.
Увидеть настолько странные сооружения было чем-то новым в странах с панельными домами и коллективистской идеологией в прошлом.
Потому редкие, исключительные конструкции тогда показались Кристоферу важными памятниками.
Шаг пятый. Программа путешествия
Но вот все преграды позади, инструкции усвоены, валюта куплена, граница пройдена. Вы наконец за границей. Теперь можно расслабиться и делать что хочется? Как бы не так.
У каждой турпоездки была заранее утвержденная программа. Причем почти всегда — с акцентом на идеологию. Если в стране пребывания когда-нибудь бывал Ленин, у туристов не было шансов избежать посещения, например, музея Ленина в Праге, квартиры-музея Ленина в Париже и Тампере или типографии газеты «Искра» в Лейпциге. Другие обязательные пункты программы — памятник советским воинам в Берлине, мемориалы советским воинам-освободителям в Праге и Братиславе, могила Маркса в Лондоне. «Идеологических» локаций в программах было так много, что во время одной из поездок в Болгарию в 1984 году члены одной из туристических групп семь раз возлагали цветы к разным памятникам и мемориалам.
Фотограф обязан вернуться. Потому что так выглядят новые станции
Метро того времени было красивым, но не пользовалось популярностью. В 1940-м году в Москве 78% людей пользовались автобусами, трамваями и ушедшими на этой неделе на покой троллейбусами.
С 1978 года ситуация начала меняться, когда московский метрополитен перевёз рекордные в мире 6 млн человек. Спустя 40 лет построили в 4 раза больше станций, и потому поток невероятно расширился.
Сейчас распределение пассажиров изменилось. За 2017 год наземный транспорт в Москве перевёз 1,5 млрд человек, когда у метро цифра выросла до внушительных 2,4 млрд.
И это при том, что теперь у многих есть личный автомобиль.
Как увеличилась подземная сеть Москвы за 42 года. Данные mos.ru
Эстетика больше не служит пропаганде и не пытается компенсировать бедность граждан, потому архитектурный стиль становится проще.
Однако дань традициям остаётся. Во многих странах бывшего СССР новые линии метро оформлены под стать своим старшим примерам.
Поэтому пока есть надежда на то, что внешний вид общественных точек не станет похожим на утилитарные подземки других мегаполисов.
Анапа, Краснодарский край, Россия
В конце концов, ни в одном крае мира больше нет такого богатого архитектурного наследия в области транспорта, которое досталось нам от Советского союза.
И, быть может, через 40 лет уже кто-то другой снимет современные станции и покажет, какими великолепными они были в 2020 году.
? Не все фото уместились в статью, поэтому смотрите больше в нашем Instagram.
Мы публикуем там и другие интересные истории, а иногда рассказываем о наших будущих статьях.
Хочешь ещё?
Ищешь ответ на вопрос?
iPhones.ru
А книга с ними собрала 3 миллиона на Кикстартере.
Павел
У меня 4 новых года: обычный, свой, WWDC и сентябрьская презентация Apple. Последний — самый ожидаемый, и ни капли за это не стыдно.