Эластичные бинты вместо пластических операций
Актриса до глубокой старости сохраняла эффектную внешность и выглядела моложе своих лет. Быстрицкая признавалась, что дается это нелегким трудом. Так, например, она ежедневно выполняла 58 упражнений для поддержания стройной фигуры. На тренировки у нее уходило почти два часа. К слову, систему этих упражнений актриса предпочитала не раскрывать.
А вот другой секрет красоты ей сохранить не удалось. Одна советская актриса, которой довелось ехать вместе с Быстрицкой в мягком вагоне, стала свидетельницей того, как на ночь Элина Авраамовна обматывала лицо и руки эластичными бинтами. Это был ее способ борьбы с увяданием кожи.
Из дома актриса всегда выходила на каблуках и при параде. Старалась вести правильный образ жизни — рано ложилась спать, следила за весом.
А вот на прическу много времени не тратила. Однажды выбрав свой стиль — длинные волосы, собранные в пучок, придерживалась его до конца жизни. В какой-то момент даже решила не закрашивать седину. И выглядело это благородно.
Театральная деятельность
После окончания института в 1953 г. Элина получила направление работать в Херсонский драматический театр. Принимать на службу молодых студентов приехал лично главный режиссёр Павел Морозенко, но повёл себя так, будто набирал девушек для гарема. Увидев Быстрицкую, ткнул в неё пальцем и с ходу назначил ей свидание в ресторане. «Я никуда не приду!» — коротко отрезала Элина. «Ну смотри, тебе у меня работать», — пригрозил режиссёр.
Молодая актриса, обладая смелым характером, отправилась в Министерство с просьбой отправить её куда угодно, но только не в Херсон. На обращение она получила отказ. Тогда Быстрицкая принимает решение уехать с Украины.
В те дни в Киеве гастролировал театр имени Моссовета. Целеустремлённая девушка добилась прослушивания у главного режиссёра Юрия Завадского. Всё складывалось удачно и Быстрицкую пообещали зачислить в труппу столичного театра. Счастливая актриса поехала отдыхать к родителям, которые после войны жили в Вильнюсе.
Но приглашение в столичный театр так и не поступило. Находясь в Литве, Элина стала искать возможность устроить свою театральную карьеру, и в 1953 г. была зачислена в труппу Вильнюсского русского драматического театра.
Успех не заставил ждать — Элина получает главную роль в пьесе А. Арбузова «Таня». Затем был спектакль «Порт-Артур», где Быстрицкая сыграла Варю Белую.
Потом играла Алёнушку в «Аленьком цветочке» и другие роли. Во всех работах она показала себя как способная одарённая актриса.
После официального приглашения участвовать в пробах к фильму «Тихий Дон», которые длились больше полгода, Быстрицкой пришлось уйти из вильнюсского театра.
В 1958 г. осуществилась мечта — актриса принята в труппу знаменитого Малого театра, в котором будет служить всю жизнь.
Элина мечтала здесь работать и когда ей посчастливилось сюда попасть, училась у таких мастеров сценического искусства, как Александра Яблочкина, Вера Пашенная, Михаил Жаров, Борис Бабочкин.
Оказавшись в труппе, дебютировала в главной роли спектакля «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда в 1959 г.
с коллегами Малого театра
Малый театр стал для Быстрицкой вторым домом, и оставался им до 2012 года.
«Мою Аксинью приняли казаки»
На роль Аксиньи в знаменитом фильме «Тихий Дон» претендовали несколько актрис. Сыграть Аксинью захотела исполнительница этой роли в первой по счете экранизации романа в 1931 году Эмма Цесарская. Но режиссер Герасимов поступил с ней довольно жестко: подвел к зеркалу, и все вопросы отпали. Мечтала сыграть Аксинью и другая известная актриса — Нонна Мордюкова. Мордюкова была выпускницей курса, который вел Герасимов, и ее дипломной ролью была именно Аксинья. Более того, Герасимов оценил игру Мордюковой на «отлично». Но роль досталась мало кому известной Быстрицкой. По словам самой Мордюковой, для нее это был столь тяжелый удар, что она едва не наложила на себя руки. Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа — Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой была Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!» Первые две серии фильма «Тихий Дон» вышли на широкий экран в 1957 году и имели грандиозный успех у публики. Его посмотрели 47 млн. зрителей. Согласно опросу читателей журнала «Советский экран» «Тихий Дон» был назван лучшим фильмом года. В 1958 году картина собрала богатый урожай призов на различных кинофестивалях, в том числе в Брюсселе, Москве, Карловых Варах, Мехико.
— Элина Авраамовна, Нонна Мордюкова отзывалась о игре Быстрицкой в «Тихом Доне» не самым благожелательным образом. Ваша реакция?
— Как говорится, без комментариев. Мою Аксинью в «Тихом Доне» казаки приняли! Прямо так и сказали: «Она наша». Это и есть для меня главная оценка. Сегодня я — казачий полковник! У меня четыре креста «За заслуги перед казачеством» и один — «За веру и правду» за служение России. В прошлом году была на Большом казачьем круге в храме Христа Спасителя. Такая гордая была!
— А что вы думаете по поводу «Тихого Дона» Бондарчука? Вы смотрели этот фильм с известными голливудскими актерами?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, расскажу одну историю. Не то в 60-м, не то в 61-м году я была в Америке. В нашей советской делегации были четыре человека: Черкасов, Меркурьев, Бондарчук и я. Именно тогда я услышала, что Бондарчук начинает работу над «Тихим Доном» (напомним: «Тихий Дон» Герасимова вышел в 57-58-м годах. — «Труд-7»). Мне задали на пресс-конференции вопрос: «Как вы к этому относитесь?». Очень хорошо помню, как ответила. Сказала, что это очень сложная работа и для нее нужно много сил и здоровья. Надеюсь, у Бондарчука всего этого будет достаточно.
Но, конечно, в душе мне было больно. Во-первых, он ученик Герасимова. Во-вторых, мне говорили, что Бондарчук пробовался на Григория и не получил этой роли. Кроме того, в 1958 году «Тихий Дон» Герасимова был представлен на Ленинскую премию, а премию получила «Судьба человека» Бондарчука. Я знала, что между ними очень сложные отношения.
Когда много лет спустя была в президиуме киноакадемии «Золотой орел», говорила о том, что «Тихий Дон» Бондарчука надо выкупить обязательно у итальянских продюсеров. Правительство России дало эти деньги. Помню, когда посмотрела первую серию, подумала: что-то не то. А потом начались многократные звонки от казаков: «У нас волосы дыбом!» «Почему Аксинья ходит простоволосой? Позор!» Вторую серию я уже не стала смотреть. Не захотелось.
— Элина Авраамовна, вы очень часто играли врачей в своей жизни.
— Это так. В кино начала сниматься после первого курса театрального института: в фильме «В мирные дни» была роль врача. После «Неоконченной повести» получила огромное количество писем от молодежи, которая после этого фильма пошла в медицинские вузы. Я гордилась этим. И по сей день у меня с медиками очень хорошие отношения.
Слишком много сейчас вкладывают в слово «красота»
— Если твоя жизнь наполнена интересным содержанием, если не
предаешь себя ради сиюминутной выгоды, не позволяешь себе покой
там, где необходимо беспокойство, значит, ты всегда молодая и
красивая. Хотя на самом деле, поверьте мне, это не самое главное в
жизни. Даже в жизни женщины. Хотя, не спорю, при всех прочих равных
это не мешает. Но я бы сыграла Аксинью (красавицу-казачку в картине
«Тихий Дон». — Прим. «Антенны»), даже если бы выглядела совершенно
иначе. Внешняя красота возможна без внутренней. Но это больше
относится к предметам, чем к людям. А человек без внутренней
красоты – не личность, даже если талия, глаза, ножки соответствуют
всем критериям и стандартам. Мы ведь чувствуем, воспринимаем мир,
реагируем
Учимся у кого-то или сами учим, кого-то любим или нет.
Важно, чтобы окружали люди, которых любишь и которым веришь
Кадр из фильма «Неоконченная
повесть», 1955 год
Фото: Legion-Media
Элина Быстрицкая — IMDb
- Биография
- Награды
- Общая информация в фильме «Тихий Дон» (1957) режиссера Александра Герасимова.
Элина Авраамовна Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве, Украина, Советский Союз. Ее отец, Авраам Петрович Быстрицкий, был известным в Киеве врачом, мать, Эсфирь Исааковна, — медицинским администратором. Юная Элина работала медсестрой, помогая своим родителям в советском военном госпитале во время Второй мировой войны. Награждена орденом Советского государства за вклад в Победу во Второй мировой войне. С 1944 по 1947 год училась на медсестру в Нежинском сестринском училище, которое окончила в 1947 г. медсестрой-гинекологом, затем работала в гинекологической поликлинике. В том же году она не смогла поступить в Киевскую школу актерского мастерства и выучилась на педагога, хотя ее вторая попытка в актерской школе оказалась успешной. С 1948 по 1953 год училась в Киевском театральном институте, который окончила в 1953 году по специальности актриса.
Быстрицкая прославилась в Советском Союзе ролью врача в фильме «Неоконченная повесть» (1955) режиссера Фридриха Эрмлера.
В 1955 году она была признана «Лучшей советской актрисой» года и была членом советской делегации в Париже на «Неделе советского кино». Через год писатель Михаил Шолохов выбрал ее для роли Аксиньи вместе с Петром Глебовым в фильме «Тихий Дон» (19).57) режиссера Александра Герасимова. Наиболее известной ее работой в кино стала роль Аксиньи в трилогии «Тихий Дон».
С 1958 года Быстрицкая — постоянный член труппы Малого театра в Москве. Там она выходила на сцену с такими актерами, как Николай Анненков, Варвара Массалитинова, Варвара Рыжова, Евдокия Турчанинова, Вера Пашенная, Варвара Обухова, Елена Шатрова, Елена Гоголева, Руфина Нифонтова, Татьяна Еремеева, Александр Остужев, Владимир Давыдов, Сергей Айдаров, Степан Кузнецов. , Пров Садовский, Борис Равенских, Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Михаил Царев, Игорь Ильинский, Павел Оленев, Михаил Садовский, Константин Зубов, Виктор Хохряков, Всеволод Аксенов, Николай Рыжов, Евгений Весник, Виктор Коршунов, Евгений Самойлов, Юрий Соломин, и многие другие известные российские актеры.
В 1960 году, во время оттепели, инициированной Никитой Хрущевым, Элина вместе с Сергеем Бондарчуком и Николаем Черкасовым была в составе официальной советской делегации на встрече с президентом Дуайтом Д. Эйзенхауэром в Белом доме. Она была признана Народной актрисой СССР (1978 г.), получила награды и знаки отличия Советского государства. Помимо актерской профессии, Быстрицкая была президентом Советской федерации гимнастики с 1975 по 1990 год. Она также преподавала актерское мастерство в Щепкинском училище Малого театра и в Советском государственном театральном институте (ГИТИС).
Жила в Москве, Россия, где и умерла на исходе апреля 2019 года. побед
Тихий Дон
Русский сувенир
Тихий Дон II
Неконченная повесть
Актриса
- Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой
- Сага древних булгар: Лествица Владимира Красное Солнышко
- Бабий Яр
901 16
Телефильм
Бравые пары
Семь дней после убийства
- Кира
- генеральша
Бешеные деньги
Признание
9010 0 Старик
Волки и овцы
Николай Бауман
Дачники
Негасимое пламя
902 60 Всё остаётся людям
Румянцева Ксения (в роли Е. Быстрицкой)
Русский сувенир
Добровольцы
90 002 Выделите свою страницу на IMDb, добавив демонстрационный ролик
Загрузить ваш демонстрационный ролик
Роли Аксиньи добивалась полгода
Самой известной киноролью Быстрицкой стала роль Аксиньи в «Тихом Доне». Роман она прочла в студенчестве, готовила по нему отрывок. Образ Аксиньи запал ей в душу. Поэтому когда узнала, что Сергей Герасимов собирается снимать «Тихий Дон», отправилась прямиком к режиссеру. Пробы и утверждение на роль Аксиньи заняли полгода. И решающим стало даже не слово самого Герасимова, а автора романа Михаила Шолохова, с которым режиссер советовался.
После «Тихого Дона» была работа в кинофильме «Добровольцы». А затем кино отошло на второй план — главным в ее жизни стал Малый театр, где она сыграла десятки главных ролей.
Учёба
После войны Элина Быстрицкая вернулась в город Нежин, где поступила в акушерско-фельдшерскую школу. Жизненный путь девушки был определён — конечно, медицина, по стопам родителей. Будучи человеком волевым и целеустремлённым, в 1947 г. Элина окончила фельдшерскую школу с отличием, доучилась до диплома акушера-гинеколога и даже приняла пятнадцать родов.
Но в её душе уже звучал другой зов — девушка в свободное время посещала драматический кружок, участвовала в художественной самодеятельности, где постепенно раскрывался её талант. И после окончания учёбы на акушера-гинеколога объявила родителям, что намерена пойти в актрисы.
Родителям не понравилась идея дочери и по настоянию отца в 1947 г. Элина поступила на филологический факультет в Нежинский государственный педагогический институт имени Н. В. Гоголя. Но жить без сцены она не смогла.
Проучившись год, Элина бросила учёбу в педагогическом институте и поехала в Киев к своей бабушке. Здесь поступила на актёрский факультет Киевского государственного театрального института на курс Л. А. Олейника.
Во время учёбы Быстрицкая подрабатывала ассистенткой у иллюзиониста Эмиля Кио, а также на первом курсе сыграла в фильме «Мирные дни» — эта роль стала её дебютом в кино.
Театральные интриги
Юную звёздочку распределили в Херсон. Но в местном театре она не смогла работать с нахалом режиссёром, для которого было в порядке вещей распускать руки.
Подвернулась возможность перейти в театр Моссовета, но и здесь отношения актрисы с труппой не заладились. Пришлось уйти.
Москва. Спектакль «Любовь Яровая» по пьесе Константина Тренева на сцене Государственного академического Малого театра Союза ССР (режиссер Петр Фоменко). Элина Быстрицкая в роли Пановой и Юрий Соломин в роли Ярового. Фото Валентина Соболева /Фотохроника ТАСС/
Актрисе удалось начать свою театральную карьеру лишь в Вильнюсе. Зато здесь она действительно смогла раскрыть свой, так долго ждавший реализации, талант в «Аленьком цветочке», «Порт-Артуре» и «Годах странствий».
Элину Быстрицкую безудержно тянуло в Москву, даже Ф. Раневская пыталась помочь, но актрису всё равно долго не приглашали в столицу.
Всё изменилось после блистательной роли в «Добровольцах». Быстрицкая была приглашена в Малый театр. Он и стал для актрисы родным. Здесь Элина Авраамовна сыграла свои лучшие роли в постановках, в основе которых были знаменитейшие произведения классической литературы («Маскарад» по М. Ю. Лермонтову, «Дачники» по М. А. Горькому, «Волки и овцы» по А. Н. Островскому и другие).
Надо поменьше есть, даже если очень вкусно
И разумно относиться к жизни. Действовать нужно в выбранном
направлении в полную силу, но помнить, что как бы мы ни старались,
нам не все подвластно. А если неподвластно, так и убиваться не
надо! Ведь на самом деле все к лучшему, даже если мы думаем иначе.
Синяки под глазами можно скрыть под слоем тонального крема, а вот
выглядеть бодро – это сложнее.
Все качества человеческой личности так
или иначе отражаются на внешности
Все качества человеческой личности так или иначе отражаются на
внешности. У женщин особенно. Не помню, кто сказал, но точно кто-то
умный: «Можно притвориться добрым, веселым, можно даже притвориться
умным, если молчать. Невозможно притвориться интеллигентом». Вот с
этим я полностью согласна. Интеллигентность – это вовлеченность в
жизнь, участие в ней. Обязательно с положительным знаком.
1950 год
Фото: кадр из фильма «В мирные
дни»
«Думаю о других, а потом о себе»
— Элина Авраамовна, есть такое выражение НЧК — нормальный человеческий комфорт. Что у вас входит в это понятие?
— Я нуждаюсь во всем, в чем нуждается нормальный современный человек. Но ради денег никогда не пойду делать что-то недостойное. У меня нет каких-то шикарных апартаментов. Дача — государственная. Но я люблю там бывать. Дом старенький, уютный, теплый, добротно сделан. Я благодарна правительству России за то, что они мне выделили его. Я в состоянии жить на то, что мне платят за мою работу. Но иногда, конечно, хочется еще чего-нибудь, я ведь женщина.
— Со стороны вы производите впечатление очень волевого, сильного человека. А как Быстрицкая охарактеризовала бы сама себя?
— Я давно живу одна. Отвечаю за все, что делаю. За все, что не делаю, тоже отвечаю. Никогда не давала определения своему характеру, но попробую это сделать. Я не вспыльчивая. Разумная. Говорю правду. Если ставлю какую-то цель перед собой, стараюсь добиться ее. Привыкла думать в первую очередь не о себе, а о людях, которые вокруг, о моей семье. Она у меня большая.
— Часто удается собраться всем вместе за семейным столом?
— К сожалению, нет. Когда собираемся вместе, это великое счастье. Моя сестра, ее дети и муж живут за рубежом. Брат с супругой — в Орехово-Зуево. Катюша — дочка моего брата, Жан-Мишель — ее муж. Он француз, очень любит Россию. У меня еще есть близкие подруги. Я люблю людей.
Собака Фифа — тоже член семьи. Как и все у нас, работает.
— И в чем же заключаются обязанности вашей любимицы?
— Она поднимает жуткий шум, когда что-то не так. (Смеется.) Она из той породы, которую воспитывали для того, чтобы поднимать тревогу.
Первым моим кумиром была моя мама
Ей выпала трудная судьба: война, утраты близких. Она по
характеру была мягкой, бесконфликтной, доброй. Но маме хватало
смелости быть не только мудрой, но и мужественной. Позднее моими
кумирами стали старшие коллеги-актрисы в театре. Называть не стану,
боюсь кого-нибудь пропустить. Однажды мне довелось общаться с
английским премьер-министром Маргарет Тэтчер. Встреча проходила у
нее дома, а меня представили ей как кинозвезду. И хотя у нас с ней
совсем разные сферы деятельности, по характеру она мне близка. Я не
увидела железную леди, как ее называли. Мне даже показалось, что
она чересчур добра. А еще из общего – мы обе держали себя в
форме.
«Сага древних булгар.
Сказание Ольги Святой», 2005 год
Фото: Международный фонд развития
киношкол имени С. Эйзенштейна
Мое утро начинается накануне вечером!
— Важно проследить, в какое время, с каким самочувствием и в
каком настроении ложишься спать. Если все в норме, становится ясно:
утро будет хорошим
Важно, просыпаясь, уже знать свои планы на
день. Конечно, это получается не всегда, обязательно возникает
что-нибудь непредвиденное. Поэтому, чтобы потом не суетиться,
никакие дела, даже не самые срочные, не оставляю на потом
А дальше – душ, завтрак, выбор одежды по погоде и по
запланированным делам. В общем, все как у людей
Надо стараться
высыпаться, это важно.
Много лет по утрам я делала достаточно сложную зарядку с
гантелями. По 1,5 кг каждая. Но понятно, что в любом возрасте, а
особенно в мои годы, лучше прислушиваться к своему организму,
советоваться с ним и принимать его советы. И организм будет вам
благодарен. Так что гантели я отложила, обхожусь без них.
Кадр из фильма «Тихий Дон»,
1958 год
Фото: Legion-Media
«Театр — это источник знаний»
Помимо игры в бильярд и «в Чапаева» детским развлечением Элины Быстрицкой был домашний театр. Театрализованные представления устраивались для всего дома. В день «премьеры» на лестничной площадке устанавливались стулья для зрителей, сценой служила площадка между этажами, а закулисьем — балкон. Бабушкина широкая юбка (в свое время модная на Украине) служила занавесом. Вместе с подружкой и двоюродным братом Элина разыгрывала представления с песнями, стихами, танцами. В 1934 году, после выхода на широкий экран фильма «Чапаев», в репертуаре их домашнего театра появился точно такой же спектакль. В нем роль легендарного комдива играл двоюродный брат Элины, а она сама перевоплощалась в его верного ординарца Петьку. Спектакль заканчивался коронным номером: Элина — Петька выходила на сцену и, грозно поводя бровями, говорила: «Тихо! Чапай думать будет!» Публика была в восторге. Так начиналась «театральная карьера» будущей знаменитой актрисы Малого театра…
— Вы служите сцене много десятков лет. Продолжите фразу «Театр — это…»
— Театр — это живое общение со зрителем. Люди могут расплакаться на спектакле от сочувствия, захотеть что-то сделать. Кроме того, театр — это источник знаний, так же как образование. Поэтому считаю, что театров, причем государственных, должно быть несколько.
— Свое первое выступление в театре помните?
— Разве это можно забыть? Оно состоялось в музыкально-драматическом театре города Нежина на Черниговщине. Шел спектакль «Маруся Богуславка», украинская классика. Одним из мест действия был гарем султана. Я танцевала восточный танец, исполняла роль одалиски. Помню, как была счастлива, что вышла на сцену. После этого захотела служить театру. Хотя училась в то время в медицинском техникуме. Параллельно пошла в балетную школу.
— Есть актеры, которые переходят из театра в театр. Вы же — однолюбка.
— Я люблю Малый театр с первой встречи, когда были гастроли в Киеве, где я в то время еще училась. В Малом театре я уже более полувека. Когда вечером спектакль, уже с утра я — другой человек. Стараюсь поменьше говорить с людьми, чтобы не расплескивать эмоции.
Потерянная буква в имени и трудное военное детство
Девочка с необычным именем Эллина появилась на свет 4 апреля 1928 года в Киеве. Отец Быстрицкой был врачом, а мать поваром в больнице.
Когда родители пошли оформлять свидетельство о рождении, невнимательная паспортистка потеряла одну букву «л» в имени дочери, так Быстрицкая стала Элиной.
С самого детства Элина любила веселиться, петь, танцевать, и очень похоже изображала персонажей из фильмов. А еще Быстрицкой нравилось играть в бильярд.
Когда началась Великая Отечественная война, девушке было всего 13. Отец хотел, чтобы Элина продолжила врачебную династию. И Быстрицкая отправилась в госпиталь, где наряду со взрослыми женщинами таскала на себе раненых бойцов, помогала обрабатывать раны и ассистировать во время операций.
За всё это время девочка вдоволь насмотрелась на ужасы военных действий и тяжёлую профессию врача. К тому же, ей уже давно хотелось стать артисткой, а не медиком.
Хотя всё же Элина поступила в медтехникум, она продолжала мечтать о сцене. Сразу же нашла кружок самодеятельности, и всё свободное время пропадала там. Параллельно с этим, Быстрицкая занималась балетом.
Неприятная сцена
Тем не менее им суждено было встретиться снова. В начале 1960-х годов Быстрицкая снималась в картине Георгия Натансона «Все остается людям». Работа над фильмом происходила в северной столице, где тогда находился и Михаил Шолохов. Писатель остановился в ленинградской гостинице «Астория». Именно туда и позвонила Элина Быстрицкая для того, чтобы встретиться с писателем. Шолохов не возражал и пригласил актрису в свой номер люкс.
Прибыв на место, Быстрицкая испытала настоящий шок. В гостиничной комнате тут и там спали какие-то люди, на столе были остатки еды, а воздух пропитался стойким запахом перегара. Да и сам Шолохов выглядел не лучше: заплывшие глаза и красное лицо прозаика Быстрицкая запомнила на всю жизнь. Актриса возмутилась, обратившись к литератору: «Что вы делаете с писателем Шолоховым?» Михаил Александрович огрызнулся: «Замолчи! Думаешь, я не знаю, что ничего лучше, чем «Тихий Дон», я больше не написал!» Видимо, эта история и стала основой для возникновения слухов о ссоре Быстрицкой с Шолоховым. Но на самом деле после той встречи они часто созванивались. Как уверяла артистка, писатель даже приглашал ее в гости, но она так и не удостоила его своим визитом: просто не нашлось свободного времени.
«Ну, наконец-то остановили на дороге за дело»
Актриса любила водить машину
При этом ей не нравилось, когда ей как водителю оказывали повышенное внимание из-за ее популярности. За рулем Быстрицкая вела себя аккуратно, не лихачила
Но и у нее случались эксцессы.
Элина Авраамовна вспоминала, как однажды везла маму в подмосковный санаторий. На обратном пути она торопилась, а перед ней медленно ехал грузовик. Актриса обогнала его с нарушением правил. И ее тут же тормознул гаишник. «Я подаю ему документы и говорю: “Ну, наконец-то остановили за дело!” Он начал хохотать и отпустил меня», — рассказывала Быстрицкая.
Советская актриса Элина Быстрицкая и актриса из Франции Николь Курсель беседуют на приеме в день открытия Первого Московского международного кинофестиваля. 1959 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский
Кино
У Быстрицкой был в детстве опыт съёмок в эпизодической роли в картине «Тарас Шевченко», но тогда все кадры с юной актрисой вырезали, что было большой обидой для Элины. Она даже на какой-то момент решила, что мир кино не для неё. Но потом появился театральный кружок, и творческая жилка в молодой Быстрицкой снова взыграла.
Элина Быстрицкая и Сергей Бондарчук в фильме «Неоконченная повесть», 1955 год
Но, по-настоящему звездой Элину Авраамовну конечно же сделала киноэпопея С. Герасимова «Тихий Дон». Ни для кого не секрет, что на роль Аксиньи было много претенденток, в том числе и народная любимица, настоящая казачка, Нонна Мордюкова. Но именно автор романов «Тихий Дон» Михаил Шолохов выбрал Элину Быстрицкую из всех возможных актрис.
Элина Быстрицкая и Пётр Глебов в фильме «Тихий дон», 1957 год
И роль Аксиньи именно в исполнении Быстрицкой до сих пор считают канонической. Сколько бы не было с тех пор экранизаций, никто не смог приблизиться к такой замечательной работе.
Таким же влиятельным на популярность и успех актрисы стал и фильм «Добровольцы». Именно после него её пригласили в Москву, в театр, о работе в котором Элина Авраамовна мечтала – Малый.
Сыграв ещё в нескольких картинах, актриса надолго исчезла с экранов, посвятив себя сцене. В 90х же она опять вернулась в кинематограф, приняв участнице в «Прощальных гастролях», «Московском полицейском» и «Бравых парнях». А в 2000х – в «Бабьем яре», «Возвращении Мухтара» и «Саге древних булгар».
Элина Быстрицкая и Михаил Ульянов в фильме «Добровольцы», 1958 год
Также актриса снялась в нескольких документальных проектах о коллегах: Владимире Кенигсоне, Михаиле Жарове, Николае Черкасове, Михаиле Ульянове и Зинаиде Кириенко, а также о писателе Михаиле Шолохове.
Элина Быстрицкая в фрагменте из кинодрамы «Тихий Дон», 1958 год
О муже старалась не вспоминать
Единственный официальный муж Элины Быстрицкой Николай Кузьминский был старше ее на 20 лет. Супруг актрисы служил на «хлебной должности» в Министерстве внешней торговли, сопровождал в зарубежных поездках Анастаса Микояна.
Благодаря возможностям Кузьминского актриса стала одной из главных столичных модниц, которая могла позволить себе импортные дубленки, шубы, сапоги, джинсы. У нее также была машина. Жила пара в центре Москвы, по хозяйству помогала домработница.
У Кузьминского от предыдущего брака рос ребенок. В союзе с Быстрицкой детей не появилось. Элина Авраамовна обходила эту деликатную тему стороной. А вот про расставание с Кузьминским как-то в сердцах сказала: «Ему была нужна не я, а та атмосфера, которая складывалась вокруг меня». А еще обвинила бывшего мужа в том, что он ей изменял: «У него появились свои интересы, которые сводились к встречам с “дамочками”».
Актриса театра и кино Элина Быстрицкая. 1958 г. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит
Долгий путь в профессию
Когда отец узнал, что дочь собирается поступать в театральный, он был вне себя от гнева. Чтобы как-то смягчить отцовскую немилость, Элина поступает в пединститут.
Но и здесь талантливую девушку не отпускает творчество – она организовывает танцевальный ансамбль. Победив в одном из конкурсов, коллектив выиграл путёвку в дом отдыха.
Проводя там время, Быстрицкая знакомится с актрисой Н. Гебдовской, и та посоветовала девушке ни в коем случае не отказываться от мечты, ведь у Элины ярко выраженный актёрский дар.
Вернувшись домой, Элина больше не боится гнева отца, она решительно забирает документы из пединститута и относит их в театральный.
Учиться строгой и правильной девушке было нелегко. Многие завидовали её красоте и таланту, старались всячески очернить перед педагогами. У Элины не было друзей на курсе. Но она не отчаивалась, лишь упорно шла к своей цели и добилась своего – стала дипломированной актрисой.
Личная жизнь и печальный уход
У красавицы-актрисы всегда было много поклонников. Но строгая и принципиальная Быстрицкая никому из них не ответила взаимностью. За непростой характер актрису часто наказывали, ведь в её отвергнутых кавалерах были высокопоставленные лица, которые могли «шепнуть куда следует», и вот звезду уже делают невыездной или не дают роли в театре.
Но Элина Авраамовна своим принципам изменять не привыкла. Она стойко сносила все удары судьбы. А их в судьбе артистки было немало.
Один из её ухажёров выпрямился во время внезапно зазвучавшего гимна, когда у них проходило свидание. Быстрицкой были не интересны мужчины, так раболепствующие перед властью.
Короткий роман с актёром Кириллом Лавровым закончился, едва начавшись, когда Быстрицкая случайно заметила его с другой. Прощать и забывать – это было не про неё. Она рвала отношения сразу, почуяв малейшее недоверие к партнёру.
Однако, в судьбе артистки был долгий и крепкий брак – 25 лет она прожила с работником министерства внешней торговли Николаем Кузьминским. Муж был старше Элины, у них не было общих детей, но актриса прекрасно ладила с детьми Николая. Она была готова закрыть глаза на одну измену, но, когда их стало слишком много, паре пришлось расстаться.
Актриса никогда ни о чём не жалела, она жила полной жизнью. Продолжала принимать гостей, играть в бильярд. До последних дней гастролировала с концертами по стране.
Дочь ей заменила помощница Ксения. Быстрицкая не могла родить ребенка. Совсем юной выносила с поля боя раненных солдат на хрупких плечах. Нагрузка была огромная. Из-за этого начались проблемы со здоровьем.
В последние годы Элина Авраамовна плохо себя чувствовала. Часто проходила курс лечения. Поклонники беспокоились за любимую актрису.
Элина Быстрицкая ушла из жизни 26 апреля 2019 года в результате длительного заболевания сердца. Ей было 91 год.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
«Характер формируется в детстве»
— Элина Авраамовна, психологи говорят, что характер человека формируется до пяти лет. Что из того, что вы видели в детстве, заложило основы вашего мировоззрения?
— Атмосфера, которая была в нашей семье, определяет все. Мои родители — труженики. Я уверена, что характер человека формируется в доме. Мой отец — военный врач — всегда объяснял все очень лаконично. Папа мог сказать: «Это не положено». И было ясно, что делать этого категорически нельзя. У нас все было «как положено». Но это не значит, что я росла в предельной строгости. Конечно, у меня были обычные детские развлечения. Мы с двоюродным братом росли вместе, родители купили нам настольный бильярдик. У нас дома собирались дети со всего двора. Девчонка — я одна, все остальные — мальчишки. Поэтому и игры были соответствующие: бильярд, шахматы, шашки.
— Насколько я знаю, вы и сегодня очень хорошо играете в бильярд.
— Когда меня приглашают принять участие в бильярдных турнирах, с удовольствием соглашаюсь. Несколько лет назад играла с Жириновским и победила. Он сказал: «Женщинам надо уступать». На что я ответила: «Да, конечно. Правильно! Мы всегда видим, как вы уступаете женщинам». (Улыбается.)