Информация для самостоятельной проверки контента
Ответив на перечисленные ниже вопросы, вы сможете понять, действительно ли ваш контент интересен пользователям и вызывает у них доверие. Кроме того, попробуйте предложить людям, которым вы доверяете и которые при этом не имеют отношения к вашему сайту, дать ему непредвзятую оценку.
Также мы рекомендуем вам разобраться в том, чем могло быть вызвано падение трафика в определенные моменты времени, какие страницы пострадали при этом больше всего и с какими типами запросов это связано. Проанализируйте такие страницы более тщательно, используя наши вопросы для самопроверки.
Контент и его качество
- Размещены ли на сайте оригинальные материалы (факты, репортажи, исследования, аналитика)?
- Раскрыты ли затрагиваемые вами темы полно и обстоятельно?
- Содержит ли ваш сайт глубокую аналитику или интересные и неочевидные факты?
- Если контент взят из других источников, то переработан ли он так, чтобы представлять существенную ценность?
- Насколько заголовок и название страницы информативны и отражают ее содержание?
- Не воспринимаются ли заголовок или название страницы как шокирующие или преувеличивающие?
- Хотели ли бы вы поделиться такой страницей с друзьями, добавить ее в закладки или порекомендовать другим пользователям?
- Могли бы подобные материалы быть опубликованы или упомянуты в печатном журнале, энциклопедии или книге?
- Содержит ли эта страница больше полезной информации, чем аналогичные материалы в результатах поиска?
- Есть ли в контенте орфографические или стилистические ошибки?
- Хорошо ли проработан контент или он выглядит подготовленным в спешке?
- Достаточно ли внимания уделяется каждой отдельной странице на сайте или их пишут разные авторы без общего руководства, а сам контент разбросан по разным ресурсам?
Достоверность информации
- Представлена ли информация так, что в ее достоверности не приходится сомневаться? В вашу пользу могут говорить явным образом указанные источники, доказательства компетентности автора, а также биографическая справка о нем или сведения о сайте, на котором он публикуется (в частности, ссылки на страницу автора или страницу «О нас» такого сайта).
- Можно ли прийти к выводу, что сайт пользуется большим доверием или широким признанием как источник материалов по освещаемой на нем теме?
- Создан ли контент специалистом или увлеченным человеком, который явно хорошо разбирается в своей области?
- Есть ли в контенте фактические ошибки, которые легко обнаружить?
Доверенность информации от авторитетных источников
Информация, получаемая из авторитетных источников, играет важную роль в нашей жизни. Она позволяет нам принимать обоснованные решения и ориентироваться в событиях и фактах. Доверенность такой информации обусловлена ее проверенностью и достоверностью.
Авторитетные источники — это надежные и уважаемые источники информации, которые основываются на объективных данных, опыте и экспертизе. Они могут быть академическими журналами, официальными публикациями, исследовательскими и учебными материалами, а также некоторыми веб-сайтами и новостными изданиями.
Зачем нам нужна доверенность информации от авторитетных источников?
Доверять информации от авторитетных источников важно, потому что она помогает нам избегать ложной информации и мифов, а также предотвращает распространение недостоверных данных. Она помогает нам отделить факты от мнений и сплетен, а также сделать информированные решения на основе проверенных источников
Использование доверенной информации также способствует развитию нашей критической мысли, способности анализировать и оценивать информацию, основываясь на фактах и аргументах. Оно помогает нам развивать навыки поиска и выбора информации, а также критического мышления.
Как получить доверенную информацию от авторитетных источников?
3
Требования к источнику: При поиске информации в Интернете, необходимо обратить внимание на надежность источника. Проверьте, кто автор статьи, есть ли обратная связь, а также проверьте другие статьи или публикации этого автора
Использование доверенной информации от авторитетных источников помогает нам быть осведомленными и принимать обоснованные решения. Оно помогает нам избегать распространения ложной информации и способствует развитию нашего критического мышления и аналитических навыков.
Что такое критическое мышление?
Существует множество определений критического мышления, более сложных, чем приведённое, потому что процесс это непростой. Но прежде чем разбираться, что это такое, давайте поймём, чем критическое мышление не является, а заодно рассмотрим основные его принципы.
Вот ученик заучивает наизусть стихотворение. Запоминание — очень важный навык, но, несмотря на происходящую мыслительную работу, мышлением он не является. Компьютер может «запомнить» и воспроизвести по команде огромное количество информации, но мыслить он пока ещё не может.
Понимание — тоже задействует ресурсы мозга, но и оно не является критическим мышлением. Ребёнок, постигающий азы алгебры, напряжённо умственно трудится, но умение воспринимать сложные идеи, гуманитарные они или технические, не делает человека критическим мыслителем. Когда мы вкладываем силы в восприятие чужой идеи, пусть и очень сложной, наше собственное мышление находится «в режиме сохранения энергии».
Интуитивное, творческое мышление, тоже нельзя отнести к критическому. Спортсмен, художник, музыкант проделывают огромную мыслительную работу, но сами они её не осознают. Простой пример: когда вы учитесь водить машину, ваш мозг постоянно занят анализом: «Могу ли я повернуть налево? Что означает этот знак? Главная дорога моя или я должен пропустить машину?» Чуть позже, когда вы уже научились водить и получили немного опыта, вся работа уходит в подсознание. Она по-прежнему происходит, но вы её уже не замечаете. Когда Монсеррат Кабалье исполняет арию, она не задумывается над тем, как ей напрячь связки, и не размышляет о том, как на её месте пела бы Шакира. Если её решение выбрать чёрное платье сознательное, то напряжение связок автоматическое, это результат огромного количества работы, в том числе и мыслительной, но не имеющий отношения к критическому мышлению.
Критическое мышление — самостоятельно. Никто не может критически оценить информацию, сформулировать выводы и прийти к решению за нас. Соответственно, критическим может быть только мышление индивидуальное. И дети, и взрослые должны думать собственной головой, учитывая мнения авторитетов, но не подчиняясь им слепо. Коротко говоря, полезно знать, что, по мнению литературоведа Белинского, «Катерина — луч света в тёмном царстве», но верить этому утверждению просто потому, что так сказали в школе, не стоит.
Информация — это то, с чего начинается процесс размышления. Даже у первоклассника достаточно опыта и знаний, чтобы мыслить критически. Полученный на уроке или из другого источника факт должен не закрывать познавательную потребность, а подталкивать ученика к размышлениям.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и конкретизации проблемы.
Дети любопытны по своей природе, и второклассником, разбирающим машинку, и двухлеткой, сующей в рот песок, движет одно и то же — любопытство. Малыши бесконечно засыпают родителей вопросами, они наполовину уже мыслят критически, потому что им интересно, как всё устроено. Если ребёнок научится формулировать проблему, задавать к ней правильные вопросы и находить ответы, то будет сделано ещё полдела. В основе каждого открытия, каждого рывка прогресса лежит вопрос: «Почему яблоко падает на землю? Почему коровы не умирают от оспы? Почему молоко киснет на солнце?»
Критическое мышление строится на аргументации. Ученик находит проблему, задаёт к ней правильные вопросы, находит ответы и использует их в своих аргументах.
Критическое мышление социально. Педагоги, обучающие студентов критическому мышлению, часто проводят дебаты, открытые обсуждения и семинары, на которых студенты могут отточить свои идеи, поделиться ими с учебной группой, принять и опровергнуть возражения. Любой, даже гениальный мыслитель, живёт в социуме и должен уметь воспринимать чужое мнение и учитывать его в своих аргументах.
Таким образом, критическое мышление — это индивидуальное, свободное, социальное мышление, которое позволяет анализировать проблемы и явления с формулированием аргументированных выводов, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Простые способы развить критическое мышление у ребёнка
Простые игры, правильные вопросы и мягкая мотивация — этого достаточно. Дети по природе своей любознательны и креативны, так что от вас потребуется только небольшой толчок в нужную сторону. Как организовать обучение критическому мышлению, не превращая учёбу в рутину? Мы собрали для вас простые и весёлые лайфхаки.
А сам что думаешь?
Ребёнок пришёл к вам с очередным вопросом? Не спешите отвечать всеобъемлющим определением. На вопрос «Почему облака висят в небе?» лучше ответить другим вопросом: «Как ты сам думаешь?». Подтолкните ребёнка к самостоятельному мышлению, пусть подурачится или серьёзно подумает. Любая гипотеза от «Они слишком лёгкие, чтобы упасть» до «Потому что они нарисованные, а небо твёрдое» — это акт мышления. Объяснение он успеет получить когда угодно, а вот научить его мыслить самостоятельно — ваша задача.
Потом, когда гипотеза будет построена, а причина найдена, дайте ему правильный ответ, поверьте, так он запомнит его намного лучше.
Ура, мы ошиблись!
Большинство людей всё ещё воспринимает ошибку как катастрофу, а не как новый и полезный опыт. Но ошибка — это прекрасная возможность научить ребёнка азам критического мышления. Откуда на асфальте дыры? Скажите ребёнку с самым серьёзным видом, что их проели коровы. Пусть подловит вас на ошибке, подберёт аргументы против и торжествует победу. Он действительно выиграл, он научился оспаривать авторитеты.
Важно в процессе такой игры не заходить слишком далеко, пусть обсуждение протекает в лёгком и приятном ключе, и не забудьте похвалить ребёнка за то, что он заметил ошибку
У меня тут вопрос
Задавайте ребёнку «правильные вопросы». Умение ставить вопросы — это один из ключевых элементов критического мышления. Вот 5 вопросов, которые помогут вам развить критическое мышление у ребёнка.
- Откуда ты об этом узнал?
Этот вопрос побуждает ребёнка задуматься о том, является ли его источник информации авторитетным.
- Что бы ты сделал на его / их месте?
Поиск творческих решений общих проблем — ценный жизненный навык. Умение поставить себя на место другого человека поможет ребёнку освоиться в социуме и сделает его ум гибким.
- Как ты думаешь, почему так произошло?
Ответ на этот вопрос учит рефлексировать, обобщать и делать выводы.
Почему это важно?
Независимо от того, говорим ли мы об историческом событии, математической концепции или походе в кино, нужно, чтобы ребёнок мог сформулировать сущность проблемы.
- Я не понимаю, можешь привести мне пример?
Придумывание примера или использование опыта, чтобы поделиться реальным — это отличный способ применить навыки критического мышления.
Вы можете задавать эти вопросы и миллионы других по любому поводу. Ребёнок рассказывает о мультике, происшествии во дворе или в школе, приключениях книжных героев? Вперёд.
Аспекты уникальной подачи материала
В интернете широко используют понятие уникальности и относят его, в основном, к качеству текстов. Тексты должны быть эксклюзивными, написанными на заказ, а слова, которые повторяются в отдельных блоках текста не должны совпадать с другими результатами поисковой выдачи.
К аспектам создания уникального контента можно отнести:
1. Создание уникальности для роботов поисковых систем.
Поисковые роботы оценивают уникальность подачи материала, используя отдельные куски текста. Пассажи текста вводятся в поисковик и проверяются. В итоге индексации выносится вердикт о качестве контента и страница сайта повышается или понижается в поисковой выдаче.
Рейтинг всех страниц влияет на общий авторитет сайта перед поисковыми системами, с которых приходит трафик. Таким образом, качество контента напрямую влияет на количество трафика, если он набирается из поисковой выдачи.
2. Передача уникального опыта для посетителей ресурса.
Посетители сайта ищут ответы на конкретные вопросы. Обычно в поисках ответов пользователь просматривает одновременно несколько ресурсов. Среди найденной информации выбирается самая полная, полезная и актуальная.
При создании информационных текстов важно собирать максимум полезной информации, компоновать статьи лучше, чем у конкурентов и добавлять туда уникальные подробности, которые не встречаются на других ресурсах. Кроме технической уникальности текста важна также уникальность передаваемого опыта
Оптимально, если текст пишется специалистом в выбранной области, ведь такой человек сможет передать неявные нюансы, а не просто перепишет тему. Хорошие статьи быстро копируются сайтами-конкурентами, но за время своего существования успевают «набить» сайту неплохой рейтинг
Кроме технической уникальности текста важна также уникальность передаваемого опыта. Оптимально, если текст пишется специалистом в выбранной области, ведь такой человек сможет передать неявные нюансы, а не просто перепишет тему. Хорошие статьи быстро копируются сайтами-конкурентами, но за время своего существования успевают «набить» сайту неплохой рейтинг.
3. Оригинальность подачи готового контента.
Под уникальностью контента также можно подразумевать его оригинальную подачу, которая будет заинтересовывать пользователей и побуждать их посещать именно ваш ресурс или пользоваться услугами именно вашей компании.
Уникальность контента создает некий «бум». К такого рода уникальности можно отнести также использование оригинального фирменного стиля компании.
Что первостепенно при продвижении сайта?
Уникальность контента — важный, но не всегда основной фактор продвижения. Влияние уникальности на продвижение зависит от методов получения трафика и потребностей посетителей.
Личный блог, который будет зарабатывать рекламой, должен, наоборот, передавать пользователям не только технически уникальную информацию, но и эксклюзивный опыт. Статьи должны рассматривать популярные вопросы, подача темы должна быть привлекательной, приветствуется ознакомление читателей с новыми горизонтами мышления, предоставление новых впечатлений.
При планировании контента важно учитывать фактор посещаемости ресурса. Что лучше всего задержит пользователей? Какие качества контента их интересуют в первую очередь? Что заставит их перейти на другие страницы? Что заставит их посетить сайт повторно? Что побудит их совершить звонок? Для грамотного оформления сайта важно хорошо понимать потребности целевой аудитории и создавать контент, удовлетворяющий эти потребности
Пункт 4: реализация
В книге «Everything is Fucked: A Book About Hope» он сравнивает свободу с самоограничением. Суть свободы в XXI веке не в том, чтобы иметь больше, а в том, чтобы сознательно потреблять меньше.
Для этого человеку нужно установить границы и с помощью разных средств тренировать внимание, чтобы оставаться сосредоточенными на важном. Речь пойдёт о трёх таких средствах: блокировщики сайтов, приложений и розетки с таймером
Блокировщики сайтов
- Cold Turkey (MacOS/Windows). Самый многофункциональный сервис: можно блокировать сайты, отдельные страницы, приложения и даже поисковые запросы в Google. Также в нём есть планировщик (можно назначать, что именно блокировать и по каким дням) и учёт статистики.
- Focus (MacOS). Удобнее, чем Cold Turkey, но функционал у него более узкий. Можно настроить блокировку сайтов и приложений по дням и даже часам. Не такой интуитивный, как предыдущий, а при обновлении всё сбрасывает, и в настройках приходится копаться заново — минус к продуктивности.
- Freedom (MacOS/Windows/Chrome). Красив и прост в использовании. Есть мобильные версии. Самое популярное приложение в этой категории.
- Self Control (MacOS). Бесплатный и, наверно, самый «жёсткий» из всех. Не оставляет никаких шансов открыть сайты из «чёрного списка», пока не истечёт заданное время — не поможет ни перезагрузка компьютера, ни переустановка приложения.
Блокировщики для смартфонов
Прежде чем блокировать приложения или смартфон целиком, зайдите в настройки и отключите уведомления. Отключите звуковые оповещения, вибрацию и все эти красные кружочки, которые вызывают ощущение «срочности» и желание немедленно сделать так, чтобы они исчезли. Можете отключить сигнал вызова на смартфоне — непрошеные звонки могут подождать.
На Android задачу блокировки выполняет приложение «Цифровое благополучие» (Digital Wellbeing), но спектр возможностей у него меньше, чем у Apple. Хотя в нём есть таймеры, режим концентрации внимания и ночная функция «Отдых».
Если вы хотите настраивать, когда и как использовать те или иные приложения, можете скачать сторонние приложения, например Help Me Focus. Он позволяет блокировать отдельные приложения, а не все сразу, а также назначать блокировку по дням недели. Выбор таких продуктов достаточно широк.
Таймеры для розеток
Это самый суровый вариант (также подходит для тех, у кого есть дети).
Купите специальные таймеры для розеток и запрограммируйте на отключение подачи электричества в желаемое время дня или день недели. Так можно регулировать, когда у вас в доме будет работать интернет, телевизор, игровая приставка и так далее.
Почему мы мыслим «неправильно»
Наш головной мозг иногда сам подталкивает к неверным решениям. Причиной тому являются когнитивные искажения ― «баги» в мыслительных процессах, которые мешают реагировать на действительность объективно и воспринимать ее такой, какая она есть на самом деле.
«Работа» когнитивных искажений направлена на усиление какой-либо эмоции, чаще всего негативной. При этом голос в голове звучит уверенно и твердо, что только усиливает нерациональную установку. Когда вы говорите себе «у меня ничего не получается», то начинаете возводить ситуацию в абсолютную категорию ― если в чем-то одном вы не смогли добиться успеха, значит, и в другом начинании обязательно потерпите неудачу.
В качестве примеров искажения можно назвать:
- фильтрацию: человек сосредоточен на негативе, не замечает положительные аспекты ситуации, зацикливается на неприятных моментах и в результате теряет возможность объективно оценивать обстановку;
- черно-белое мышление: у человека есть только два критерия (плохо / хорошо) и нет золотой середины. Он впадает из крайности в крайность, не видя других вариантов решения проблемы;
- обобщение: ситуация оценивается по одному моменту и не рассматривается в целом;
- поспешные выводы: собеседник еще не успел ничего сказать, а мы уже «знаем», почему он повел себя так, а не иначе;
- нагнетание: есть люди, которые постоянно живут в ожидании ужаса, катастрофы, при этом их вообще не заботит, что происходит здесь и сейчас. Узнав о какой-то проблеме, они сразу начинают «примерять» ее на себя: «А вдруг это произойдет со мной? Что делать, если случится трагедия?»;
- олицетворение: человек с этим когнитивным искажением уверен, что слова и действия окружающих направлены исключительно на него. Он постоянно сравнивает себя с другими, теряя самооценку и уверенность;
- обвинение: есть люди, которые считают, что ответственность за их боль и неудачи несет общество. Другие, профессионально владеющие приемами самобичевания, склонны винить в проблемах себя. И то, и другое мешает смотреть на ситуацию объективно;
- мне все должны: мы склонны верить и ждать, что окружающие будут подстраиваться под нас и выполнять наши требования. А для этого нужно лишь нажать или, наоборот, «приласкать». Из-за стремления изменить других людей нам кажется, что собственное счастье зависит от того, будут ли они подчиняться или нет.
Кроме этого, в категорию когнитивных искажений входят навешивание ярлыков, убеждение в своей исключительной правоте, ложные выводы о контроле, справедливости, переменах. Избавиться от них быстро и навсегда не получится, однако сгладить острые углы помогает именно умение мыслить критически.
Логика
Логика ― сложная наука, но ее принципами мы часто пользуемся в повседневной жизни. Не всегда получается устанавливать правильные причинно-следственные связи. Нелогичные рассуждения и выводы, которые мы делаем, являются следствием недостатка аргументации и фактов.
Мы совершаем ошибки, когда принимаем решение или делаем вывод, руководствуясь общими обстоятельствами и принятым мнением, упуская из зоны внимания мелкие детали. Именно они порой играют решающую роль в сложившихся обстоятельствах. Человеку не свойственно собирать статистику, а ведь вероятность повторения единичного успеха ничтожно мала. Если знакомый заработал миллион, ведя собственный видеоблог, это не значит, что и вы сможете укрепить свое финансовое положение таким же способом.
Еще одна ошибка, которая заставляет объединять события в систему «причина ― следствие» ― неумение отличать «после» от «вследствие / из-за». Если приятель выучил иностранный язык и переехал жить за границу, то это вовсе не означает, что у него получилось только в результате прохождения курсов.
Эмоции
Когда событие касается непосредственно вас, думать «трезвой головой» становится очень трудно. Если ваш отчет оценивает директор компании, а ребенок выступает на городском конкурсе, вы обязательно будете ожидать высокой и при этом положительной оценки, ведь только вы знаете, сколько времени и сил было потрачено на пути. Это нормально, ждать одобрения. При этом человек склонен видеть только те аргументы и факты, которые будут подтверждать его правоту. Он будет использовать определенные слова и выражения, чтобы вызвать соответствующие эмоциональные реакции у собеседника. Если реальность не совпадет с ожиданиями, наступит сильное разочарование.
Чтобы справляться с подобными ситуациями, требуется развивать в себе навык самоконтроля. Нам всем необходимо уметь проводить объективный анализ проблемы и учиться слушать окружающих, которые, возможно, имеют совершенно иную точку зрения.
Использование различных источников для проверки фактов и исследований.
В современном информационном обществе очень важно уметь различать достоверные факты и проверенные исследования от недостоверной информации и мифов. С целью проверки фактов и исследований используются различные источники, которые позволяют получить достоверную информацию
Рассмотрим некоторые из них:
-
Научные журналы и публикации. Научные журналы являются одним из основных источников научной информации. Они содержат оригинальные исследования, которые прошли все необходимые этапы проверки и оценки со стороны экспертов в данной области. Чтение научных журналов позволяет получить актуальные и проверенные данные.
-
Официальные данные и отчеты государственных и международных организаций. Государственные и международные организации регулярно публикуют официальные отчеты о различных аспектах социально-экономической деятельности, научных исследованиях, статистических данных и т.д. Такие отчеты и данные являются достоверными и могут быть использованы для проверки фактов и исследований.
-
Академические исследования. Академические исследования проводятся учеными в различных областях знания. Они представляют собой систематическое изучение определенного вопроса или проблемы с применением научных методов. Результаты таких исследований часто публикуются в научных журналах или презентуются на конференциях. Проверка фактов и исследований с использованием академических исследований позволяет получить научно обоснованную информацию.
-
Экспертные мнения. Эксперты в различных областях знания имеют большой опыт и специализированные знания, которые позволяют им давать квалифицированные оценки и мнения о различных фактах и исследованиях. Их мнения являются важным источником информации при проверке достоверности. Они могут быть профессорами университетов, исследователями, практикующими специалистами и т.д.
-
Независимые исследовательские организации и фонды. Существуют независимые исследовательские организации и фонды, которые занимаются проведением научных исследований по различным тематикам. Они могут заниматься проверкой фактов, проведением социологических исследований, экспертизой политик и т.д. Результаты исследований таких организаций и фондов являются надежным источником информации.
Использование различных источников для проверки фактов и исследований позволяет обеспечить получение достоверной информации и увеличить уровень доверия к полученным результатам. Критическое мышление и умение справляться с информационным шумом также важны для эффективной проверки фактов.
Владение источниками и методами исторического анализа.
Источники и методы исторического анализа являются фундаментальными инструментами для исследования и интерпретации прошлого человечества. Владение этими инструментами позволяет историкам строить достоверные и объективные реконструкции исторических событий и процессов.
Владение источниками является ключевым аспектом исторического анализа. Исторические источники — это материалы, которые предоставляют информацию о прошлом и служат основой для исторического исследования. Они могут быть первичными и вторичными. Первичные источники — это свидетельства времени, созданные непосредственно в период исследуемых событий, такие как письма, дневники, архивные документы и т.д. Вторичные источники — это источники, созданные после происшествия событий, основанные на анализе первичных источников, например, исторические книги, статьи или документальные фильмы. Историки должны уметь эффективно работать с разными типами источников и оценивать их достоверность и релевантность для своего исследования.
Методы исторического анализа — это инструменты и подходы, используемые историками для исследования и интерпретации исторических событий и процессов. Важными методами являются:
- Критический анализ: историки должны критически оценивать источники, проводить проверку фактов, анализировать их содержание и контекст, выделять истинные сведения от идеологических предубеждений.
- Сравнительный анализ: сравнение различных источников и периодов позволяет выявить сходства и различия в исторических явлениях и процессах, раскрыть их сущность и причины.
- Контекстуальный анализ: понимание исторических событий в зависимости от социального, политического и культурного контекста дает возможность истолковать их смысл и значение.
- Периодизация: разбиение истории на периоды и эпохи помогает систематизировать и структурировать историческую информацию, выявить изменения и тенденции, а также понять их причины и последствия.
- Историческая гипотеза: формулирование предположений иррациональных объяснений явлений или процессов на основе имеющихся источников и данных.
Владение источниками и методами исторического анализа является необходимым для успешной работы в области истории. Историки должны быть внимательными, профессиональными и уметь проводить глубокий исследовательский анализ для более точного понимания прошлого и его влияния на настоящее.
Сделайте первые шаги
Не буду оригинален, если скажу, что главное — ваше стремление изменить свою жизнь. Если вы осознали, что зависимость действительно сильна, скорее всего, вы сможете сделать хотя бы первые шаги. Я знаю это точно, потому что был в этой ситуации и смог всё исправить. Я достиг уровня относительного покоя и счастья, который считал невозможным.
Но не думайте, что я такой гуру, который достиг просветления и вещает с высоты своего величия. Конечно, пока я сам далёк от совершенства. Тем не менее, сегодня я пребываю в гораздо лучшем состоянии, чем несколько лет назад. Надеюсь, эти правила помогут вам так же, как и мне.
VPS серверы от Маклауд быстрые и безопасные.
Итоги
Суть критического мышления
Каждый день мы получаем огромное количество информации и постоянно принимаем решения. Мы думаем, что наше мышление поможет нам принять максимально выгодное и правильное решение. На самом деле выводы бывают ошибочными, а информация — неточной. Все это мы пропустили, потому что мозг склонен беречь ресурсы и опираться на прошлый опыт и знакомые паттерны. Так проще и быстрее.
Чтобы различать достоверную и сомнительную информацию, принимать верные решения, руководствоваться обоснованными доказательствами и вовремя увидеть манипуляцию, нужно критическое мышление.
Когда и кому пригодится критическое мышление
Критическое мышление – важный soft skill, необходимый как в учебе и работе, так и в обычной жизни и в быту.
Если ученик обладает критическим мышлением, то он не просто заучивает материал, он его осмысляет, спрашивает, ищет дополнительные источники. Он понимает теорию и реализует знания на практике.
Критическое мышление на работе позволяет принимать более эффективные и нестандартные решения, быть уверенным в действиях и брать больше ответственности.
В быту критически мыслящий человек способен провести свое микроисследование по любому вопросу. Он не поведется на уловки мошенников и при выборе пылесоса купит лучший — по оптимальным для себя характеристикам, а не по рекламным заголовкам.
Критическое мышление у детей можно начинать развивать с возраста 6-7 лет. Для этого чаще задавайте ребенку вопросы, спрашивайте его мнение, давайте самому делать выбор и анализировать его последствия. Можно играть в шахматы, морской бой, решать ребусы и головоломки. Подобные игры развивают логическое и креативное мышление, которые станут основой для критического.
Ловушки мышления, которые мешают мыслить критически?
Мы часто сталкиваемся с ловушками мышления, и они мешают нам делать объективные выводы и принимать обоснованные решения. Критическое мышление поможет избежать их.
Например, мы склонны искать подтверждения своему мнению, а другое мнение игнорируем. Или мы часто делаем вывод о поведении человека, исходя из его личностных качеств, но не учитываем ситуацию в целом. О себе же мы думаем наоборот и объясняем свои действия внешними факторами.
Критическое мышление предполагает адекватное сомнение в любой информации. Мы должны искать опровержения нашему мнению, иную точку зрения. Критически мыслящий человек объективен ко всем, и к себе особенно.
Еще мы допускаем логические ошибки. Например, мы считаем, что если получилось у одного, то получится и у других. Хотя это может оказаться исключительным случаем, а не закономерным итогом.
Мы часто думаем, что если одно действие случилось после другого, то первое было его причиной. Но после – не значит вследствие.
Человек, обладающий критическим мышлением, собирает статистику, учитывает вероятности, разные варианты и факторы. Он старается видеть картину целиком.
Также препятствуют критическому мышлению:
- эмоции;
- привычки;
- самоуверенность;
- стремление к быстрому результату.
Вы должны отбрасывать эмоции и не бояться идти против большинства, если ваши доводы обоснованы и подтверждены доказательствами. Не спешите, возьмите паузу перед принятием решения.
Методы критического мышления
Как понять работу критического мышления? Для этого осознанно используйте специальные методы решения проблем и оценки правдивости информации.
Для решения проблем и задач:
- модель RED;
- пять почему (5W+H);
- фишбоун;
- шесть шляп.
Для проверки информации:
- Что, Почему, Кто, Где, Когда и Как (5W+H);
- метод IMVAIN;
- бритва Оккама.
Как развить критическое мышление?
Читайте качественную литературу в соавторстве с учеными: в этих книгах прослеживаются приемы и логика их рассуждений.
Не просто потребляйте информацию, а работайте с ней. Нужно проверять информацию, анализировать и сравнивать.
Ищите свои ошибки, не корите себя, а думайте, что можно сделать в следующий раз.
Напоминайте себе, что вы мало знаете. Это стимулирует процесс познания и непрерывного поиска новых данных. Критическое мышление повышает вашу компетентность.
Общайтесь с теми, кто имеет отличную от вашей точку зрения. Дискуссии и уважительные споры тренируют навык критически мыслить.