Описание
Идентификация персонажей на картине (нумерация по тексту статьи)
Сцена «Менин» представляет собой ателье Веласкеса в Мадридском Алькасаре. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, отражение которых видно в зеркале, висящем на дальней стене.
В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей — донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу, и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (búcaro) на золотом подносе, преклонив колено. Инфанта не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя воспитание, самоконтроль и осознание собственного величия, не свойственные её возрасту. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4)) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas).
На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов — возможно, родственник художника. Неясное пространство позади него и хорошо освещённый вход, контрастирующий с тёмной атмосферой ателье, затягивают взгляд зрителя в глубину картины, а зеркало с отражением королевской пары возвращает его обратно, к главному месту действия. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью — входит он или выходит из помещения, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина.
Автопортрет Веласкеса с крестом ордена Сантьяго
Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом. Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1659 году, спустя три года после написания картины. По свидетельству Антонио Паломино, известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.
Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета, их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса.
На дальней стене висят картины «Паллада и Арахна» Рубенса по сюжету из «Метаморфоз» Овидия и копия «Аполлона, сдирающего кожу с Марсия» Йорданса, выполненная главным помощником, зятем и последователем Веласкеса Хуаном дель Масо. Расположение картин точно соответствует описи того времени. Оба сюжета связаны с легендами о людях, бросивших вызов богам и поплатившихся за это. Примечательно, что картина с женскими персонажами висит со стороны королевы, а мужскими — со стороны короля.
Королевская чета
Название «Менины» переводится как «фрейлины». Однако главными персонажами полотна являются члены испанского королевского семейства, поэтому второе название картины – «Семья Филиппа IV». Испанский король и его супруга, действительно, – центральные персонажи, однако их не сразу заметишь. Не зря «Менины» называют самой загадочной работой Веласкеса.
Королевская чета изображена размыто, отражением в зеркале по пояс. Однако именно их «портрет» занимает центральное место в картине. Веласкес изобразил испанского короля Филиппа IV, при дворе которого он состоял, и его супругу Марианну Австрийскую.
Это был династический союз, невообразимый даже для XVII в. Вдовствующий король имел от первого брака двух выживших законных детей, одним из которых был Бальтазар Карлос, 16-летний наследник престола.
Диего Веласкес «Менины», 1656 годМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Однако в 1646 г. Бальтазар Карлос неожиданно умер, и Филипп IV остался без наследника. Чтобы остановить надвигающийся династический кризис, король решает спешно жениться и выбирает не кого-нибудь, а невесту своего умершего сына. Ею была 15-летняя племянница Филиппа эрцгерцогиня Марианна Австрийская. Королю в то время был 41 год. Видимо, Филипп IV не хотел терять выгодные для королевской власти перспективы, достигавшиеся этим браком.
Дети Филиппа и Марианны были обречены появиться на свет в результате инцеста. Пренебрежение кровосмешением при заключении браков (а Габсбурги, пожалуй, являлись самой известной близкородственной династией) в результате привело к вырождению могущественного королевского дома.
На детях Филиппа и Марианны династия и закончится. Они не могли знать об этом, не мог и Веласкес. Но, глядя на картину, создается впечатление, что нечеткое отражение королевской четы в мутном зеркале и есть предсказание исчезновения династии.
В зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны
Филипп IV Красивый
По сохранившимся до наших дней изображениям французского короля можно сказать, что Филипп обладал правильными чертами лица и уверенным взглядом.
За 46 лет жизни этот король успел не так уж и мало. Продолжая дело предков, он старался укрепить престиж Франции в Европе, усилить власть монарха и пополнить казну.
Филипп IV Красивый. (Pinterest)
Филипп женился на Иоанне — правящей королеве Наварры. В этом браке родились семеро детей. Несмотря на это, наследники Филиппа скоропостижно умерли друг за другом, а династия Капетингов прервалась. На французском престоле ее сменили Валуа. Злой рок над семьей Филиппа породил легенды о проклятии, которое на короля наложил великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле.
Альберт Саксен-Кобург-Готский
За каждой великой женщиной стоит великий мужчина.
Обожаемый супруг британской королевы Виктории принц Альберт считался одним из самых красивых монархов, когда-либо восходивших на престол империи. «Его главное очарование в выражении лица, одновременно нежном и благородно сдержанном», — заметила после встречи с будущим супругом королева. Принц-консорт обладал статью, правильными чертами лица и темными волнистыми волосами.
Виктория боготворила мужа. Тем более, что красота не была его основным достоинством: юный принц прекрасно разбирался в искусстве, великолепно фехтовал и имел обширные знания в различных сферах, что делало его идеальным английским джентльменом.
Несмотря на то, что королем Альберту не суждено было стать, он сделал многое для своей страны. Виктория советовалась с ним по многим вопросам, и у него был абсолютно свободный доступ ко всем государственным бумагам.
Альберт предпочитал заниматься развитием культуры и социальной сферы. Так, он активно участвовал в организации и проведении Лондонской всемирной промышленной выставки 1851 года и прославился тем, что принес в Соединенное королевство традицию украшения новогодней елки.
Менины (1656)
«Менины» (Размер полотна 318×276 см) — самая знаменитая и таинственная картина художника, непревзойдённый шедевр портретного жанра. В переводе с испанского название картины означает «Фрейлины». Картина выставлена в музее Прадо. Её намеренно разместили на уровне глаз посетителей музея. Каждый, кто подходит к картине таинственным образом ощущает своё присутствие в этом странном и таинственном мире портрета. Полотно, как машина времени, погружает зрителя в мир иллюзий испанского двора середины XVII века.
Это сложная масштабная работа, на которой изображено царственное семейство вместе с пятилетней инфантой, в окружении фрейлин и самого художника. Композиция картины построена необычно. Маленькая девочка в пышном розовом платье со своей необычной свитой пришла в мастерскую Веласкеса понаблюдать, как художник пишет портрет её родителей — короля и королевы Испании. Со стороны, кажется, что все персонажи смотрят именно на вас, но на самом деле, они смотрят на короля и королеву, которые позируют художнику. Их отражение зрители видят в зеркале за спиной художника.
Художник сотворил такое пространство, которое ранее никто не изображал. Он вовлёк зрителя в мир своей мастерской и заставил смотреть глазами тех, кого он рисует. Мало того, он изобразил в виде главных персонажей картины карликов и фрейлин, а короля и королеву изобразил лишь схематично. Другие художники за эту вольность могли лишиться головы, но только не Веласкес. За это волшебство его и ценил Филипп IV.
2
Герои и описание картины
Во многом благодаря историку искусства XVIII века Антонио Паломино и его книге об испанских художниках 1724 года мы знаем довольно много о людях и месте, изображенном на полотне. В рамках своих исследований Паломино беседовал с коллегами Веласкеса (сам художник умер в 1660 году), а также с четырьмя из девяти человек, изображенных на произведении.
Показать таблицу
Краткая информация | |
Автор произведения | Диего Веласкес |
Альтернативное название | Семья Филиппа IV |
Год написания | 1656 |
Жанр | Барокко |
Сюжет | Портрет, жанровая сцена |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 3,20 х 2,74 метра |
Где хранится оригинал | Музей Прадо — Мадрид, Испания |
В центре зала стоит принцесса Маргарита Мария Австрийская, первый ребенок Филиппа IV и его второй жены Марианны. На ней кремовое платье с пышной юбкой и прозрачными рукавами. Ее мягкие золотистые волосы и розовые щеки словно светятся, отражая поток естественного света, который проникает в картину. Маргарита — один из немногих моментов легкости во всей композиции.
Инфанта, фрагмент
Прямо слева и справа от нее находятся фрейлины, которые сопровождают молодую королеву и ухаживают за ней в повседневной жизни.
Прямо слева от нее стоит Мария Агустина де Сармьенто, которая опускается на колени, чтобы предложить девочке маленький кувшин на серебряном блюде; справа мы видим Изабеллу де Веласко, которая делает реверанс, вытянув руки над своим пышным платьем.
Мария Агустина де Сармьенто и Изабелла де Веласко
Обе девушки одеты в изысканные наряды, включая бабочек, заколотых в волосах.
Далее справа стоит карлик Марибарбола и придворный шут Николас Пертусато (или Николасито), которые были частью королевского двора.
Марибарбола и Николас Пертусато
Веласкес нередко изображал этих второстепенных персонажей; их портреты тоже висели во дворце. Николасито опирается ногой на большую ласковую собаку, которую некоторые считают мастифом.
Сразу за менинами стоит монахиня Марсела де Уллоа, которая, вероятно, застигнута в середине разговора с неизвестным придворным. Слева мы видим самого Веласкеса, выглядывающего из-за большого полотна. На нем прекрасный черный костюм, включая плащ и орден Сантьяго, нарисованный на груди. Этот символ был знаком его рыцарского звания, которым король наградил портретиста в 1659 году.
Марсела де Уллоа
В центре задней стены расположена открытая дверь, в которой человек либо поднимается, либо спускается по лестнице и смотрит в сторону зрителя. Это Хосе Нието Веласкес, камергер королевы, который также управлял королевской гобеленовой мастерской.
Хосе Нието Веласкес
Наконец, пожалуй, самый важный аспект — зеркало слева от Нието Веласкеса, где мы видим подсвеченное отражение пары — короля Филиппа и его супруги Марианны. Учитывая это, можно предположить, что они стояли там, где стоим мы, зрители, в то время как Веласкес писал их портрет. «Менины», таким образом, изображает момент, когда принцесса и ее свита вошли во время процесса написания портрета.
Король Филипп и его супруга Марианна
Есть и обратная догадка — король заглянул в мастерскую художника во время написания Маргариты.
Третья теория утверждает, что принцесса отказалась присоединиться к семейному портрету, и на работе видно, как ее уговаривает некая фрейлина.
Портрет папы Иннокентия X (1650)
Будучи в Риме, Веласкес был призван к папе Иннокентию X. Портрет папы, над которым работал художник, получился настолько реалистичным, что сам понтифик воскликнул — «Слишком правдиво!» Папа Иннокентий X был очень жестоким и беспринципным человеком, но высоко оценил работу художника, ибо Веласкес увидел истинное человеческое лицо человека, власть которого простиралась над половиной света. Он изобразил папу обычным, со всеми своими страстями, человеком.
Это очень изящный и красивый портрет, в основе которого лежит красно-белая гамма. Первое, что бросается в глаза — изысканный шёлк алой папской мантии и белоснежное кружево одеяния на тёмном бордовом фоне бархатной драпировки. Пристальный и настороженный взгляд папы направлен в сторону зрителя, и словно оценивает того, кто перед ним стоит.
3
Литература
- Alpers, Svetlana (2005). The Vexations of art: Velázquez and others. New Haven: Yale University Press, 2005. ISBN 0-300-10825-7
- Brady, Xavier. Velázquez and Britain. New Haven: Yale University Press, 2006. ISBN 1-85709-303-8
- Carr, Dawson W. «Painting and reality: the art and life of Velázquez». Velázquez. Eds. Dawson W. Carr and Xavier Bray. National Gallery London, 2006. ISBN 1-85709-303-8
- Clark, Kenneth. Looking at Pictures. New York: Holt Rinehart and Winston, 1960.
- Foucault, Michel. The Order of Things: An Archaeology of the Human Sciences. 1966. Paris: Gallimard, 1996. ISBN 0-679-75335-4 (Мишель Фуко. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Перевод с французского В. Визгина, Н. Автономовой — М.: Прогресс, 1977)
- Gaggi, Silvio. Modern/Postmodern: A Study in Twentieth-century Arts and Ideas. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1989. ISBN 0-8122-1384-X
- Hagen, Rose-Marie und Rainer: Meisterwerke im Detail, Band 2, Taschen Verlag, Köln 2003
- Held, Jutta and Alex Potts. «How Do the Political Effects of Pictures Come about? The Case of Picasso’s Guernica». Oxford Art Journal 11.1 (1988): 33-39.
- Honour, Hugh and John Fleming. A World History of Art. London: Macmillan, 1982. ISBN 1-85669-451-8
- Janson, H. W. History of Art: A Survey of the Major Visual Arts from the Dawn of History to the Present Day. 2nd ed. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1977.
- Kahr, Madlyn Millner. «Velazquez and Las Meninas». The Art Bulletin 57(2) (June 1975): 225–246.
- López-Rey, José. Velázquez: Catalogue Raisonné. Taschen, 1999. ISBN 3-8228-8277-1
- MacLaren, Neil. The Spanish School, National Gallery Catalogues. Rev. Allan Braham. National Gallery, London, 1970. ISBN 0-947645-46-2
- Miller, Jonathan. On reflection. London: National Gallery Publications Limited, 1998. ISBN 0-300-07713-0
- Museo del Prado. Museo del Prado, Catálogo de las pinturas. Madrid: Ministerio de Educación y Cultura, Madrid, 1996. ISBN 84-7483-410-4
- Ortega y Gasset, José. Velázquez. New York: Random House, 1953.
- Russell, John. «Masterpieces caught between two wars». The New York Times, 3 September 1989. Retrieved 15 December 2007.
- Snyder, Joel and Ted Cohen. «Reflexions on Las Meninas: paradox lost». Critical Inquiry 7 (Winter 1980).
- Snyder, Joel. «Las Meninas and the Mirror of Prices.» Critical Inquiry 11.4 (June 1985): 539–72.
- Steinberg, Leo. «Valazquez’ Las Meninas» October 19 (Winter 1981): 45–54.
- Stone, Harriet. The Classical Model: Literature and Knowledge in Seventeenth-century France. Ithaca: Cornell University Press, 1996. ISBN 0-8014-3212-X
- White, Jon Manchip. Diego Velázquez: Painter and Courtier. London: Hamish Hamilton Ltd, 1969. ISBN 0-241-01624-XAlpers, Svetlana (2005). The Vexations of art: Velázquez and others.
- McKim-Smith, G., Andersen-Bergdoll, G., Newman, R. Examining Velazquez, Yale University Press, 1988
Автопортрет художника
Особый интерес в картине вызывает фигура самого Веласкеса. Изобразить себя, причем сделать свою фигуру самой крупной, на одном полотне с королевской четой – настоящая дерзость в условиях строгой иерархии и жесткого этикета испанского двора.
Но Диего Веласкес был не просто придворным художником, он был другом короля. Для Веласкеса даже выделили помещения под мастерскую в мадридском королевском дворце Алькасар. Именно в этой мастерской и происходит действие картины.
Интересно и то, почему Веласкес изобразил себя за работой перед холстом, но не в «рабочей» одежде. Он одет не в фартук, а в орденский плащ рыцарского ордена Сантьяго и с камергерскими ключами на поясе. Что называется, при полном параде.
Дело в том, что Веласкес происходил из простой семьи. Только талант и благосклонность короля позволили ему приобрести славу, деньги и высокое положение при дворе. Филипп IV сделал Веласкеса камергером, а также дал возможность вступить в любой из рыцарских орденов Испании. Так Диего Веласкес стал не просто художником, о чем не преминул напомнить всем завистникам, изобразив себя на полотне «Менины».
Автопортрет Веласкеса, вписанный в картину «Менины»
Причем Веласкес настолько уверен в себе, что даже написал на фоне Афину и Аполлона. Художник как бы намекает, что соревнуется с древнегреческими богами в искусстве. И творчество его, действительно, побеждает.
Свита принцессы
Многочисленные персонажи вокруг инфанты Маргариты – ее свита. Слева и справа принцессу обслуживают фрейлины. Они также реальные персонажи. Мария-Августина Сармьенто, первая фрейлина, предлагает воду будущей императрице. Изабель де Веласко, вторая фрейлина, делает реверанс.
В правом углу – два карлика, Марибарбола и Николя де Пертусато, который пинает и дразнит лежащую на полу собаку. В тени позади них гувернантка Марсела де Ульоа и охранник (имени его не сохранилось). В открытом дверном проеме стоит дон Хосе де Ньето Веласкес, маршал дворца королевы и родственник художника. Он отодвигает портьеру, через которую проникает мягкий свет, конкурируя с другим источником – невидимым окном справа.
Сопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей
Портрет придворного шута «Эль Примо» (1644)
Диего Веласкес — мастер острохарактерных портретов. Среди картин монархов и придворных особ известно множество портретов придворных карликов. В период с 1630–1640 годов художник написал целую серию изображений маленьких людей. В них он отобразил их характер и трагическую сущность. Одна из таких работ — изображение шута Эль Примо (в переводе с испанского «кузен»). При жизни человека звали Дон Диего де Аседо. Он занимал особое положение у короля Филиппа IV — был хранителем королевской печати и личным посыльным короля. На картине изображён тщедушный человечек, держащий в руках большой фолиант. Привилегию оставаться в шляпе при короле имели карлики и близкие родственники (кузены). Возможно, именно из-за этой привилегии так называли при дворе Дона Диего де Аседо.
Эта работа насыщенна острым драматизмом. Лицо карлика очень интеллигентно и светится благородным умом. Но его физические недостатки: горб, маленькие ручки и ножки, нельзя назвать уродливыми. На фоне остальных портретов карликов этот человек выглядит очень достойно.
9
Загадки и тайны
«Менины» была предназначена для короля и сначала висела в его личном кабинете.
Но дата картины усложняет то, что именно Веласкес намеревался сделать с этой массивной работой.
В ранней описи королевской коллекции, составленной после смерти короля Филиппа IV в 1666 году, упоминается произведение Веласкеса 1656 года, изображающее Маргариту с ее фрейлинами и женщиной-карликом.
Описание подходило — и, поскольку принцесса родилась в 1651 году, а ей, судя по всему, было пять или шесть лет на полотне, даты совпадали. Но эта интерпретация осложняется орденом Сантьяго, нарисованным на груди портретиста: известно, что автор не был посвящен в рыцари до ноября 1659 года.
Начиная с Паломино, различные ученые предполагали, что красный крест был добавлен к картине позже, по указанию короля. Паломино считал, что эта работа изначально была частью кампании Веласкеса по достижению рыцарского звания.
Сам живописец
Он рассматривал монументальное полотно как пример стремления художника к вечной славе, средство сохранения собственного имени и связи с королевской семьей. «Имя Веласкеса будет жить из века в век так же долго, как и имя прекрасной Маргариты, в тени которой увековечен его образ», — писал историк.
Полотно хранилось в королевском дворце до 1819 года, когда его перевезли в Прадо. Но даже до этого немногие привилегированные люди, видевшие его, отмечали новизну изображения художника рядом с членами королевской семьи.
«Эта картина больше похожа на портрет Веласкеса, чем на портрет императрицы», — сказал португальский писатель Феликс да Коста, увидевший полотно в 1696 году. Хотя первоначально она была названа как «Семья Филиппа IV», в 1843 году ей дали название «Менины» в попытке признать ее статус гораздо больше, чем традиционный семейный портрет.
В наше время реставраторы, исследовавшие произведение, уверяют, что на не нет двух различных слоев краски. Таким образом, крест был частью оригинала — свидетельства, которые привели к новым теориям.
Хотя большинство ученых продолжают датировать подлинник 1656 годом, Браун предложил скорректированную временную шкалу — между 28 ноября 1659 года, когда Веласкес был посвящен в рыцари, и апрелем 1660 года, когда он помогал королю в экспедиции в Пиренеи для встречи с французами.
Учитывая это, автор создал величайшее произведение искусства всего за четыре месяца. Браун утверждает, что «Менины» была благодарственным подарком для короля, после того как Веласкес был награжден орденом Сантьяго — высшей честью. Диего дважды пытался вступить в элитный Орден, но ему отказали из-за его статуса художника, несмотря на поддержку Папы и Филиппа.
Мастиф
В Испании XVII века художники были на том же социальном уровне, что и кузнецы или портные, так как им платили за труд, который они делали своими руками. Большую часть своей карьеры Веласкес боролся за то, чтобы поднять статус искусства в Испании до такого же уровня уважения и восхищения, как и в Италии.
Недавно была выдвинута новая интерпретация, предполагающая, что портрет мог быть заказан в свете некоторых очень специфических обстоятельств. В то время, когда была написана «Менины», наследный принц Бальдассаре Кастильоне погиб в результате несчастного случая на верховой езде, и инфанта Маргарита стала единственным оставшимся в живых ребенком короля.
Есть предположение, что до рождения Карлоса II монархия рассматривала возможность подготовки принцессы к управлению страной, как королева Кристина Шведская.
Еще одно изображение Маргариты
Широко распространено мнение, что сценарий, который мы видим, воображаемый. Веласкес, конечно, видел каждую из частей полотна своими глазами, но он создал их вместе, сплетая повествование в соответствии со своими собственными целями. «Факты превращаются в вымысел», — пишет Браун. Произведение это «чисто продукт воображения художника».
Зеркало — это одна из многих давних тайн. Ученые не уверены, отражает ли он реального короля и королеву или нарисованный портрет пары, который появляется на холсте, над которым работает Веласкес. Из-за того, как художник играл с перспективой, можно было бы привести аргументы в пользу любого сценария.
Маргарита Тереза
Почти все персонажи «Медины» смотрят на короля и королеву (совсем не на зрителей картины). Если супруги отражаются в зеркале, значит, они стоят перед героями полотна. Они видят королевскую чету, а для зрителей Филипп и Марианна остаются за пределами полотна (еще один гениальный ход Веласкеса).
Таким образом для зрителей, в отличие от героев картины, главным персонажем является маленькая белокурая девочка в центре – инфанта Маргарита, дочь Филиппа IV и его второй супруги. Если спросить любителей западного искусства, кто является самой известной девочкой, изображенной на картинах, думаю, ответ будет у всех одинаков: инфанта Маргарита.
Маргариту можно назвать музой Диего Веласкеса. Кроме того, инфанта была рано определена в жены Леопольду I, который приходился ей дядей (снова кровосмесительный брак) по линии обоих родителей. Веласкес удостоился чести делать своеобразный «фотоотчет» для будущего супруга принцессы. Поэтому он регулярно фиксировал в портретах этапы взросления Маргариты.
Историки выдвигают версию, что инфанта страдала слабоумием. Однако отличительная черта портретов Маргариты кисти Веласкеса – живой блеск в глазах. Возможно, художник изображал принцессу, как того требовал этикет, всегда красиво. А, возможно, историки просто ошибаются.
Главная героиня картины – маленькая принцесса Маргарита